оксана тулупова
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Структура:
Опыт работы «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»
-актуальность…. 3
- теоретическая интерпретация опыта…. 5
-условия формирования опыта….7
- содержание опыта…. 10
- результативность…. 15
- список литературы…16
- приложения….17
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова
способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования
Актуальность
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Новизна опыта состоит в разработке системы работы по развитию речи детей, в подборе методов, приемов и средств : пальчиковые игры и гимнастику; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке); игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия со счетными палочками, (выполнение заданий по схеме и без неё); работу с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами); упражнения в тетрадях в клеточку (штриховка, графические диктанты); работу с мелко нарезанной нитью (аппликация); рисованием в технике «витраж» и в разработке конспектов этих мероприятий. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно
. 1. Теоретическая интерпретация опыта
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Прежде чем приступить к работе по данной теме, мною была изучена соответствующая литература. Анализ психолого- педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. В. А. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи»- такой же, как артикуляционный аппарат. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого- развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. П. Бехтерева и др. показали исключительную роль движений двигательно- кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. И. М. Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое. Известно высказывание И. М. Сеченова о том, что мне даже кажется, что я никогда не думаю словом, а всегда мышечными ощущениями. По мнению И. П. Павлова: речь – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.
2. Условия формирования опыта
Целью работы стало: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи, направленные на:
1. Обогащение предметно- развивающей среды группы для развития мелкой моторики;
2. Тренировку тонких движений пальцев и кистей рук детей;
3. Создание условий для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития ручной умелости;
4. Работу с родителями;
5. Развитие речи и творческих способностей у детей.
Средства решения задач:
- научно-методическая литература;
- изучение передового опыта;
- диагностика детей;
- игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики рук;
- подгрупповые и индивидуальные занятия;
- изготовление дидактических пособий;
- работа с родителями.
В итоге моей работы по данной теме я ожидаю следующие результаты:
- развитие мелкой моторики у детей соответственно их возрасту;
- нормализация речевой функции;
- развитие воображения, логического мышления, зрительного и слухового восприятия;
- улучшение координации и точности движений рук и глаз, гибкости рук, ритмичности;
- улучшение общей двигательной активности.
Создание развивающей предметно-пространственной среды.
«Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» -это требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде. В ходе своей работы я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности, и в тоже время, решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
Центр сенсорного развития -составлена картотека «Пальчиковые игры»; сделаны игры по сенсорному развитию с прищепками, «Массажный набор су-джок», центр для игр с песком, упражнения на развитие мелкой моторики рук : игры-шнуровки, дидактические игры с пуговицами.
Книжный уголок -составлена картотека рисунков художниковиллюстраторов к сказкам, где использовалось штрихование.
Центр художественного творчества -пополнен предметами для нетрадиционной техники рисования (щетки для набрызгов, различные стеки и гребешки, поролон, сделана картотека штриховки-дорисовки.
Уголок экспериментирования -пополнен природным и бросовым материалом, различными видами круп.
Уголок конструирования - был приобретен конструктор «Колесо», в который дети с огромным удовольствием играют и делают различные постройки.
Театральный уголок -имеется пальчиковый театр; с помощью родителей сделан театр из различных материалов (шерсть, ткани, кожа и тд, в который дети любят играть, что развивает мелкую моторику рук, воображение, речь ребенка и его социально-коммуникативные навыки.
В работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности в режимные моменты :
- Утренняя гимнастика.
- Самостоятельная деятельность.
- Организованная образовательная деятельность
. – Образовательная деятельность.
- Прогулка.
- Самообслуживание.
- Работа с родителями.
- Индивидуальная работа.
- Продуктивная деятельность.
Средства решения задач:
Научно-методическая литература.
- Изучение передового опыта.
- Диагностика детей.
- Игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики.
- Подгрупповые и индивидуальные занятия.
- Работа с родителями.
Предполагаемый результат:
1. Усовершенствована предметно – развивающая среда; 2. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
Технология опыта включает разработку перспективного плана, конспектов занятий, работу с педагогами и родителями воспитанников.
3. Содержание опыта
Работа по развитию мелкой моторики проходит через все образовательные области:
1. Художественно-эстетическое развитие -детские поделки, рисунки
2. Социально-коммуникативное развитие -общение детей во время игровой деятельности
3. Познавательное развитие -использование счетного материала, ознакомление с окружающим миром, экспериментальная деятельность
4. Речевое развитие -стихи, загадки, скороговорки, пальчиковые игры
5. Физическое развитие -утренние гимнастики, физкультминутки, физические упражнения.
Работа по данной проблеме проходила в три этапа. На каждом этапе использовались словесные, наглядные, игровые и практические методы и приемы.
1 этап -подготовительный.
На первом этапе была поставлена задача подготовить руку ребенка к выполнению сложных двигательных движений на дальнейших этапах.
Мною были использованы такие методы, как:
1. Массаж ладоней и пальчиков рук (включение су-джок терапии) -это оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
2. Пальчиковая гимнастика: катание деревянных шариков различного диаметра по столу, перекладывание пуговиц, фасолей, карандашей и др. предметов из одной руки в другую.
3. Пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением -дети учатся выполнять произвольные движения по команде взрослого, тем самым развивается не только мелкая моторика рук, но и речь, концентрация внимания, многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
4. Сенсорные игры -развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, расширение знаний о качестве предмета.
5. Нанизывание пуговиц, крупных бусин на нитку -развивает у детей логику, усидчивость, тактильные ощущения, глазомер.
6. Игры с прищепками, шнуровка -развивает сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
7. Игры с конструктором, мозаикой -способствуют интеллектуальному развитию детей, наглядно -образному мышлению, развитию памяти и мелкой моторики.
8. Работа с песком -развивает мелкую моторику пальчиков рук, воображение и творческие способности, улучшает память и пространственное мышление, внимание и усидчивость. Песок приятен на ощупь, а его текучие свойства позволяют расслабится и получать удовольствие от процесса.
2 этап -основной.
Совершенствование развития мелкой моторики через продуктивно -творческую деятельность :
1. В процессе рисования происходит совместное развитие руки и глаза, т. к. на всех этапах необходим зрительный контроль, происходит формирование первоначальных графических навыков, ребенок обучается правильно держать карандаш, складывания большой, средний и указательный палец в «щепотку».
2. Работа с бумагой -один из любимых видов деятельности детей. Уверенно пользоваться ножницами помогают упражнения на вырезание фигурок, а развитию точных движений способствует плетение ковриков из разноцветных полос. В процессе занятий рука приобретает точность, гибкость и уверенность.
3. Конструирование -создавая постройку, дети представляют, какой она будет в конечном итоге и в какой последовательности следует совершать движения, в результате у ребенка развивается мелкая моторика пальцев, пространственное и тактильное восприятие, зрительно-моторная координация и творческая активность.
4. Лепка -главное ее преимущество то, что в процессе создания задействованы обе руки, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом или кисточкой. Ребенок активно задействует все десять пальцев. Это приводит к координации как движений обеих рук, так и работы обеих полушарий головного мозга.
5. Изготовление поделок из природного материала процесс очень трудоемкий и кропотливый, т. к. природный материал, как правило, очень хрупкий. Данная работа развивает силу руки и пальцев, укрепляет мышцы пальцев и кистей, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Кроме этого развивается фантазия, воображение, образное мышление (см. приложение).
3 этап - заключительный. Формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к письму. Письмо -это сложный координированный навык, требующий слаженной работы мелких мышц всей руки, правильной координации всего тела. В дошкольном возрасте не само обучение письму, а именно подготовка к нему является наиболее важным составляющим подготовки ребенка к следующей ступени образования. Основной задачей является развитие умений при обращении с ручкой, карандашом, фломастерами для обеспечения согласованности и уверенности движений. Работа на данном этапе начата с ознакомления детей с тетрадью в клетку, с ее разлиновкой, рабочей строкой; дети учатся выполнять задание в ограниченном пространстве -клетке. Учатся ориентировке на листе, закрепляя понятия: «слева», «справа», «вверх», «вниз», середина листа. В старшей и подготовительной группе используются графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Особое место занимают такие задания как штриховка, обведи рисунок по контуру, по точкам с использованием карандашей, что помогает развивать глазомер, усидчивость, мелкую маскулатуру рук. Ребенок учится проводить линии в различных направлениях, не отрывая руки и не выходя за пределы контура. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Графические диктанты развивают у детей произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, умение ориентироваться в тетради, знакомиться с разными способами изображения предметов. По теме «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» мною были разработаны: конспекты образовательной деятельности, консультации для родителей, которые публиковались в сетевых педагогических изданиях (см. приложение). Взаимодействие с родителями. Работа с родителями -одно из важнейших направлений. Основная задача на начальном этапе -формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. В начале года на родительском собрании проведена беседа с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» и предложено проведение работы в трех направлениях:
- специальные игры -упражнения для развития мелких движений пальцев;
- обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
- формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
Проведено анкетирование родителей на тему «как развита мелкая моторика у вашего ребенка?» и подготовлена консультация для родителей
«Пальчиковая гимнастика как основа развития мелкой моторики руки ребенка». Чтобы заинтересовать мам и пап, мною подготовлены наглядные папки передвижки на темы:
«Развитие мелкой моторики»,
«Пальчиковые гимнастики».
Для родителей эта тема оказалось очень интересной, они изучали представленный материал, получали консультации, принимали активное участие в совместных поделках вместе с детьми, участвовали в конкурсах, приносили различный материал для игр, пособий по развитию мелкой моторики, занимались с детьми дома. В группе регулярно проводятся выставки детских работ. 4. Результативность
Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи и подводит их к успешному овладению письмом. Представленная система работы направлена не только на овладение навыком письма, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем. На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.