Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

щерба ирина
Опыт работы «Развитие читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Как хорошо уметь читать…. На протяжении нескольких лет я работаю над темой: «Развитие читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста. И это не случайно.

Большинство родителей дошкольников стремятся, чтобы ребенок научился читать еще в детском саду, считая это умение одним из ведущих показателей готовности ребенка к школе.

Дошкольное детство именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не только об обучении детей дошкольного возраста чтению, но и формирование интереса к этому процессу, обучению умению и желанию работать с книгой, воспитанию читательской культуры.

К сожалению, сегодня реализовать эту задачу становится все сложнее. Стремительный темп жизни сказывается не только на взрослых, но и на детях. Огромное влияние оказывают современные гаджеты, которые, доступны дошкольнику. Данные факторы влияют на снижение интереса ребенка к книге и чтению.

Поэтому главная задача педагога сформировать интерес, умение и желание работать с книгой, помочь ребенку осознать, что книга является одним из средств познания нового.

Прежде чем ребенок начнет читать, он должен научиться слушать, говорить, овладеть звуковой культурой речи и иметь интерес к чтению.

Существует огромное число методов, приемов, развивающих читательскую грамотность дошкольника. Я хочу рассказать о тех, которые применяю на практике работы с детьми.

В первую очередь, лучший способ воспитать активного читателя – это собственный пример. Взрослые должны сами читать книги, показывать, как с обращаться ними: рассмотреть обложку, рассказать об авторе, осторожно листать страницы. Далеко не последнюю роль играет мастерство чтения взрослого. Выразительное чтение взрослого стимулирует работу воображения детей. Они четко представляют персонажей произведения, обстановку действий, картины природы. На основе эмоционального восприятия, формируется отношение к поступкам персонажей, оценка из действий.

Важно создать среду, которая будет стимулировать познавательную и читательскую активность ребенка. В групповой комнате оборудована детская библиотека. Книги подобраны согласно возрасту и интересу детей. Экспозиция выставленных книг регулярно обновляется, привлекая ребенка, вызывая интерес рассматривать и читать книги.

Для родителей в холле детского сада размещается информация о том, какие произведения, рекомендуется для чтения детям дома.

Так же мы активно сотрудничает с детской библиотекой. Совместно с сотрудниками библиотеки мы организуем развивающие программы, включающие в себя беседы, викторины, выставки. Это способствует развитию желания детей стать абонементами библиотеки и взять домой понравившуюся книгу.

Ещё одним действенным методом по воспитанию любви к книге, является создание книжек малышек. В рамках проектной деятельности «Хочу читать». Эта деятельность не оставит равнодушным старшего дошкольника. Ни с чем не сравнимое удовольствие они получают держа в руках собственную книгу, рассказывая о ней сверстникам можно с уверенностью сказать, что книжки малышки, это действенный стимул для не читающего ребенка научиться читать, а для читающих ребят практиковаться в чтении.

В своей работе по приобщению детей к чтению я активно использую инновационные технологии: буккросинг, скрайбинг, квесты.

Буккросинг в переводе с английского, это перемещение книг. Применение в детском саду книг-путешественниц, позволяет создать уникальную среду обеспечивающую доступность к книгам путем вовлечения родителей, детей и сотрудников. Этот уникальный процесс возрождения традиций семейного чтения.

В момент совместного чтения ребёнок находится рядом со взрослым, что позволяет лучше понять прочитанное, почувствовать волшебство книги рядом с близким человеком.

Также хочу рассказать о технологии «скрайбинг» способствующей развитию читательской грамотности у детей. Скрайбинг - это способ наглядно показать с помощью рисунка содержание и впечатление об услышанном произведении.

Эта технология помогает доступно и легко объяснить сложный материал, совершенствовать технику пересказа и облегчить процесс заучивания наизусть. Использование данного метода способствует формированию связной речи у детей обогащает словарный запас и развивает творческое воображение дошкольников.

Результатом использования данного метода становится повышение читательской грамотности ребенка, поэтические, художественные естественно- научные тексты становятся ему более доступны.

Сегодня я хочу поделиться с вами замечательной идей, как сделать процесс развития читательской грамотности в детском саду более познавательным, активным, а самое главное интересным, как дать любому школьнику возможность почувствовать себя в ситуации успеха.

В своей работе я отдаю приоритет квест- технологии. Это игровая технология которая имеет четкую дидактическую задачу, план игры, ведущего и правила. Квест – это командная игра. команда выполняет различные задания перемещается из одного места в другое, в завершении игры получает ответ на основную загадку.

Примеры заданий квест -технологий:

• «Кроссворд». Дети отгадывают загадки, затем вписывают в клеточки первые буквы названных слов и получают слово-подсказку.

• «Пазл». Собранная из пазлов картинка подскажет, куда двигаться дальше, например, получилось изображение холодильника, значит, нужно идти на кухню.

• «Зеркало». Буквы расположены в зеркальном отражении, дети отгадывают слово и понимают, что следующая подсказка ожидает их в шкафу.

• «Кто лишний?». Детям предлагаются картинки с изображениями предметов, задача — определить лишний предмет, который и станет словом-подсказкой.

• «Что сначала, что потом» — дидактическая игра, которая помогает развить словесно-логическое мышление, научить определять последовательность действий, устанавливать причинно-следственные и логические связи, а также развить зрительное восприятие, монологическую и диалогическую речь. 1

• Перед игроками выкладываются карточки с изображениями вверх. По очереди они находят карточки с изображениями одного сюжета и раскладывают их в нужном порядке. Затем каждый игрок рассказывает сюжет рассказа по картинкам в нужной последовательности.

Моя педагогическая находка состоит в том, что квесты очень подходят как итог проектной деятельности. Я провела проект «Моя любимая сказка», для реализации которого использовала квест- технологию. Было увлекательно, дети с радостью спешили в садик, чтобы узнать какое новое задание их ждет.

Квест технологии помогают активизировать детей и педагогов, эта игра в которой одновременно задействован интеллект участников, воображение и читательские умения.

Квест игры одно из интересных средств направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как творческой личности с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС дошкольного образования.

В заключении хотелось бы отметить что используемые мной инновационные формы работы способствуют сплочению всех участников образовательного процесса и созданию комфортного психологического климата в дошкольном учреждении и семье.

Любая победа даже пусть и в игре это способ выработать у ребенка привычку к успеху.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду» «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» (К. Д. Ушинский) Трудовое воспитание.

Опыт работы «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» Что такое финансовая грамотность для дошкольника? Это образование, которое направлено на заложение нестандартного мышления в финансовой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 февраля 2025 в 11:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем щерба ирина (УИ 1257028) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД