Василина Шуперт
Опыт работы «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое финансовая грамотность для дошкольника? Это образование, которое направлено на заложение нестандартного мышления в финансовой области и основ финансовой культуры.
Почему же необходимо говорить об этом начиная с детского сада?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Публикация «Опыт работы „Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Исходя из поставленной цели и задач, в нашей группе создавалась предметно-пространственная среда.
Цель: создание основ для формирования финансово-грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Задачи:
- формирование основ финансовой грамотности у дошкольников;
- развитие основ финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных игровых видов детской деятельности;
- содействие проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
- развитие умений творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Актуальность данной темы заключается в формировании важных привычек в финансовой сфере, начиная заниматься этим с раннего возраста в будущем можно избежать многих ошибок.
Лэпбук. Создан для развитие памяти, мышления, усидчивости. В него мы поместили стихи, рассказы, игры, загадки, пословицы и поговорки, различные истории об образовании профессий. Разделы «История денег», «Валюта», «Что нельзя и можно купить за деньги», «Доход и расход». В ходе знакомства с лэпбуком подводила детей к понятию новых слов: бюджет и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия). Давала представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов. Воспитывала бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждала жадность.
Мини-музей денег – это познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей. Мини – музей формирует представления о деньгах, создает наиболее благоприятные условия для усвоения детьми четкого представления об истории денежных превращений.
Помогает познакомить детей с историей возникновения денег, их предназначении, а так же познакомить с древними монетами разного достоинства и разной ценности. Расширить кругозор, знания о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой.
Экскурсии:
Сбербанк. [/i] Познакомить детей с работой сбербанка. Дать понятие, что такое сбербанк, для чего он нужен. Познакомить с сотрудниками сбербанка, характерными особенностями одежды и символики, логотипов сбербанка. Познакомить с банковскими терминалами, использование банковской карты на личном примере, произведя операцию с ней. Например: снятие наличных средств, с банковской карты. Уточнять и закреплять знания детей о денежных купюрах. Воспитывать умение выполнять правила поведения в общественных местах. Проявлять интерес к профессии сотрудников банка.
Супермаркет и магазин продуктов. Пополнение знаний детей о разнообразии продуктов в магазине, о людях, работающих в магазине (директор, продавец, кассир, дворник, шофёр) и посещающих (покупатели). Дать представления детям о том, какие продукты питания наиболее полезны и необходимы ребенку каждый день. Научить детей выбирать самые полезные продукты. Расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города. Дети сами выбирали товар и рассчитывались на кассе, брали чеки после покупки.
С/Р игра «Супермаркет» подразумевает участие нескольких игроков, носит обучающий и познавательный характер – особенно, если у ребёнка есть необходимые для реалистичной игры в «супермаркет» аксессуары. В ходе игры у детей формируется умение развивать сюжет на основе полученных знаний, они старались передавать в игре трудовые действия работников супермаркета. Ребята сами распределяли роли, готовили необходимые условия для игры.
С/Р игра «Сбербанк». Родители изготовили макеты терминала и кассы. Дети реализовывали свой опыт по сюжету и ситуациям – выбор услуги (платежи, снятие денег) в банке, получение услуги у специалистов (кассир, консультант). В ходе игры формируется умение развертывать и объединять различные тематические сюжеты (выбор услуги, получение услуги) в единый игровой сюжет «Сбербанк».
На протяжении многих лет работы в детском саду убеждаюсь, что сотрудничество семьи и ДОУ – это всегда актуально, необходимо и востребовано. Воспитателю порой не хватает времени, чтобы разрешить все проблемы в группе. В этом случае всегда стоит призвать на помощь родителей. Так же совместно с родителями и детьми были изготовлены предметы для сюжетно-ролевой игры «Кафе» продукты питания из губок и салфеток для мытья посуды.
С/Р "Кафе". Дети с огромным удовольствием играли теми продуктами, которые изготовили сами. Так же были сделаны деньги и меню.
Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что создание условий, практическая деятельность, а также тесная работа с родителями положительно повлияли на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников.
На протяжении данной работы у детей были сформированы такие понятия основ финансовой грамотности:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
Таким образом, можно говорить о том, что это был наш первый опыт работы по данной теме, но тем не менее, поставленные ранее цели нами достигнуты. И продолжать работу по приобщению дошкольников к финансовой грамотности не только интересно, но и всегда продуктивно.