Получи документы

Продуктивное чтение как форма работы по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы

Нина Шапкина
Продуктивное чтение как форма работы по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы : «Продуктивное чтение как форма работы по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы» в средней группе. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, стремление к росту, самосовершенствованию. Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.

Публикация «Продуктивное чтение как форма работы по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы» размещена в разделах

В течение трех лет (2020– 2021, 2021 – 2022 и 2022 -2023 учебные годы) я работала над темой по самообразованию «Продуктивное чтение как форма работы по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы» с использованием Технологии продуктивного чтения – слушания на занятиях с детьми дошкольного возраста, ( авторы: Чиндилова О. В. и Бунеева Е. В. ,

Цель: полноценное восприятие и понимание любого текста художественной литературы.

Задачи: - Учить рассматривать обложки, книжные иллюстрации; угадывать по ним героев, происходящие события; вызвать желание прослушать художественное произведение.

- Учить внимательно слушать текст, задавать вопросы взрослому по ходу чтения, обогащать словарный запас.

- Учить обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы.

- Учить пересказывать тексты, правильно формулировать свои мысли, строить предложения.

- Способствовать умению анализировать, оценивать поступки героев; формировать нравственные качества.

- Вызвать эмоциональную отзывчивость (сопереживание героям произведения,

- Побуждать детей отображать события произведений в театрализации, конструировании, лепке, рисовании.

Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. Великие педагоги высказывались о роли книги в развитии и воспитании человека: «хорошая книга глубоко затрагивает чувства ребенка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности» (Е. А. Флёрина). «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека» (В. Г. Белинский).

Сегодня мы столкнулись с тем, что весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к самому чтению как процессу и важному виду деятельности человека, влияющему на развитие и совершенствование личности. Актуальность проблемы снижения интереса к книге, к чтению вызвана тем, что в современном мире появилась аудио и видео техника, быстро и легко дающая готовые слуховые и зрительные образы, тем самым ослабила интерес к книге и желанию работать с ней, так как книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Именно поэтому, дети предпочитают на сегодняшний день просмотр телевизора, компьютерные игры, которые выполняют досуговые функции. Способность тщательно «переваривать» информацию можно развить в том числе и, прежде всего, благодаря чтению. Но художественная литература не только источник информации. Воспитание основ нравственности, развитие эмоциональной сферы, способность к эстетическому восприятию поэзии и прозы, развитие воображения, творческих способностей – все это весьма успешно может быть решено с средствами художественной литературы. Ознакомление детей с художественной литературой, осуществляемое целенаправленно, методически грамотно и креативно, предоставляет много возможностей для достижения целевых ориентиров, намеченных Федеральным государственным образовательным стандартом. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Чтение по традиционным методикам перестало давать положительный эффект, ведь дети изменились – и тогда я открыла для себя технологию продуктивного чтения. Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской, и адаптированной для дошкольников О. В. Чиндиловой и Е. В. Бунеевой приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых федеральных государственных образовательных стандартах.

Свою работу я начала в средней группе с изучения образовательной Технологии чтения – слушания литературных произведений с детьми дошкольного возраста (авторы О. В. Бунеева и Е. В. Чиндилова). Внимательно изучив материалы, провела мониторинг, в ходе которого выяснила, что дети, достаточно хорошо запоминая последовательность событий, затруднялись в оценке мотивов поступков персонажей, не всегда умели установить причинно – следственные связи тех или иных событий. С трудом могли оценить образные выражения поэтических и фольклорных произведений. Обращал на себя внимание их бедный словарный запас и практически полное отсутствие интонационной выразительности речи, достаточно успешно выполняли только традиционные задания.

В связи с этим подобрала художественную литературу разных жанров для детей средней группы, затем составила перспективное планирование, разработала ряд конспектов организованной образовательной деятельности, картотек с физминутками и играми-драматизациями, пополнила книжный уголок новыми книгами, а также текстами отдельных литературных произведений с интернет-сайтов.

Задачи: - учить внимательно рассматривать обложки, книжные иллюстрации, обсуждать их;

- способствовать полноценному восприятию текста через приемы комментированного чтения и изменения тона голоса;

- формировать умение анализировать поступки героев, отвечать полными ответами на вопрос;

- развивать диалогическую и монологическую речь;

- воспитывать нравственные качества.

Для того чтобы реализовать поставленные задачи, я использовала различные формы, методы и приёмы.

С детьми средней группы работа, согласно Технологии, проходит в 3 этапа:

Работа с текстом до чтения.

1. Рассматривали обложку, иллюстрации и предугадывали по ним предстоящие события.

2. Угадывали по названию книги, о чем будем читать.

3. По загадкам, играм, учились предполагать и называть героев произведения ( игры: «Шел козел по лесу» к сказке «Лиса и козел», «Собери картинку» к рассказу Л. Толстого «Хотела галка пить», «Когда это бывает?» к стихотворению Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором» и другие);

4. Использовала сюрпризные моменты (появление сказочного героя или предмета, чтобы вызвать у детей желание послушать определенное произведение : появление сказочницы с лукошком, в котором находится скалка к сказке «Лисичка со скалочкой», плачущего зайчика С. Прокофьев «Сказка про маму», чудесной корзинки с игрушками снегиря, кота, яблока к рассказу Ю. Коваля «Снегири и коты». Такая форма работы вызывает у детей не просто интерес к происходящему, но даже восторг и ожидание чего-то необычного, а, значит, желание послушать очередное произведение.

Работа с текстом во время чтения.

1. Использовала прием «комментированного чтения», то есть поясняла детям в процессе чтения непонятные ситуации, действия, слова (например, что такое жернова, кадушка, снегурка – это птичка, а не внучка Деда Мороза и так далее)

2. В возрасте четырех-пяти лет у ребенка появляется принципиально новая способность – сопереживать вымышленным персонажам. Эта способность требует умения представить во внутреннем плане те душевные состояния, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию, поэтому любое произведение читала с интонационной выразительностью речи, использовала мимику, жесты, периодически смотрела на детей, чтобы иметь хороший контакт с ними во время чтения и научить их использовать эти приемы в театрализованной деятельности.

3. «Возвращение к прочитанному». Этот прием использовала, если дети затруднялись:

- отвечать на вопросы воспитателя по содержанию произведения,

- передавать диалоги, или пересказывать текст,

- если дети сами просили что-то прочитать еще раз.

Воспроизведение текста.

Это углубленное восприятие (понимание) текста через разные виды деятельности:

- словесные игры («Правда – не правда» к сказке «Лягушка-путешественница», «Хорошо - плохо» к сказке «Госпожа Метелица» и другие);

- подвижные игры («Подарки» к рассказу «Подарок для мамы, «Солнышко и дождик» к сказке «У солнышка в гостях»);

- игровые ситуации: «Похожи-не похожи» (сравнение снегиря с яблоком из рассказа Ю. Коваля «Снегири и коты», «Кого чем угостить?» (подобрать корм для птиц по стихотворению «Зимний разговор через форточку» в переводе С. Маршака) и другие;

- конструирование корабликов из бросового материала к сказке В. Сутеева «Кораблик»

- Разыгрывание по ролям (сказки «У солнышка в гостях», В. Бианки «Теремок», стихотворение Э. Успенского «Разгром» и другие произведения).

-работа с раскрасками (С. Маршак «Пожар», «Не ветер бушует над бором» Н. Некрасов и другие);

- Перессказ с опорой на иллюстрации («Петушок и бобовое зернышко», игрушки («Два жадных медвежонка», схемы («Лисичка со скалочкой»);

- Использование различных пальчиковых игр, связанных с темой произведений : «Мы делили апельсин» («Два жадных медвежонка», «Тили-бом» («Пожар», «Воробей живет под крышей» («Теремок») и другие.

Провела открытый показ НОД «Путешествие в страну профессий» с использованием метода продуктивного чтения.

РППС: пополнила книжный уголок новыми произведениями (Е. Чарушин, сборник сказок В. Сутеева, р. н. сказки, уголок театрализации масками и элементами костюмов, изготовила картотеки игр и игр-драматизаций к сказкам.

В итоге проделанной работы :

- укрепился интерес детей к чтению;

- появилось умение отвечать на вопросы, требующие не простого перечисления событий, но и осмысления текста;

- дети научились рассуждать, высказывать свое мнение о прочитанном, оценивать поступки героев;

- обогатился словарный запас, улучшилась диалогическая и монологическая речь.

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы «Путешествие по сказке «Колобок» Цель: Формировать у детей интерес к русским народным сказкам Образовательные задачи. 1. Учить внимательно, слушать литературное произведение,.

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Картотека «Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день» в младшей группе СЕНТЯБРЬ 1 Тема: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»» Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть.

Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька»Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька» Конспект ООД по чтению художественной литературы. Тема: Чтение потешки «Кисонька-мурысонька». (Вторая младшая группа). Цель: помочь детям.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Формирование нравственного воспитания детей в игровой деятельности. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей правильно воспринимать.

НОД по ОО «Чтение художественной литературы». Итальянская сказка «Ленивая Бручолина» Цель: Формирование понимания нравственных качеств через литературное произведение. Задачи: Познакомить детей с итальянской сказкой. Учить.

Перспективное планирование «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе 1. Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки». Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Продуктивное чтение как форма работы по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы
Опубликовано: 16 июня 2024 в 16:41
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Продуктивное чтение как форма работы по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Нина Шапкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД