Нина Шапкина
Продуктивное чтение как форма работы по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы : «Продуктивное чтение как форма работы по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы» в средней группе. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, стремление к росту, самосовершенствованию. Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.
Темочки:
В течение трех лет (2020– 2021, 2021 – 2022 и 2022 -2023 учебные годы) я работала над темой по самообразованию «Продуктивное чтение как форма работы по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы» с использованием Технологии продуктивного чтения – слушания на занятиях с детьми дошкольного возраста, ( авторы: Чиндилова О. В. и Бунеева Е. В. ,
Цель: полноценное восприятие и понимание любого текста художественной литературы.
Задачи: - Учить рассматривать обложки, книжные иллюстрации; угадывать по ним героев, происходящие события; вызвать желание прослушать художественное произведение.
- Учить внимательно слушать текст, задавать вопросы взрослому по ходу чтения, обогащать словарный запас.
- Учить обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы.
- Учить пересказывать тексты, правильно формулировать свои мысли, строить предложения.
- Способствовать умению анализировать, оценивать поступки героев; формировать нравственные качества.
- Вызвать эмоциональную отзывчивость (сопереживание героям произведения,
- Побуждать детей отображать события произведений в театрализации, конструировании, лепке, рисовании.
Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. Великие педагоги высказывались о роли книги в развитии и воспитании человека: «хорошая книга глубоко затрагивает чувства ребенка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности» (Е. А. Флёрина). «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека» (В. Г. Белинский).
Сегодня мы столкнулись с тем, что весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к самому чтению как процессу и важному виду деятельности человека, влияющему на развитие и совершенствование личности. Актуальность проблемы снижения интереса к книге, к чтению вызвана тем, что в современном мире появилась аудио и видео техника, быстро и легко дающая готовые слуховые и зрительные образы, тем самым ослабила интерес к книге и желанию работать с ней, так как книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Именно поэтому, дети предпочитают на сегодняшний день просмотр телевизора, компьютерные игры, которые выполняют досуговые функции. Способность тщательно «переваривать» информацию можно развить в том числе и, прежде всего, благодаря чтению. Но художественная литература не только источник информации. Воспитание основ нравственности, развитие эмоциональной сферы, способность к эстетическому восприятию поэзии и прозы, развитие воображения, творческих способностей – все это весьма успешно может быть решено с средствами художественной литературы. Ознакомление детей с художественной литературой, осуществляемое целенаправленно, методически грамотно и креативно, предоставляет много возможностей для достижения целевых ориентиров, намеченных Федеральным государственным образовательным стандартом. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Чтение по традиционным методикам перестало давать положительный эффект, ведь дети изменились – и тогда я открыла для себя технологию продуктивного чтения. Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской, и адаптированной для дошкольников О. В. Чиндиловой и Е. В. Бунеевой приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых федеральных государственных образовательных стандартах.
Свою работу я начала в средней группе с изучения образовательной Технологии чтения – слушания литературных произведений с детьми дошкольного возраста (авторы О. В. Бунеева и Е. В. Чиндилова). Внимательно изучив материалы, провела мониторинг, в ходе которого выяснила, что дети, достаточно хорошо запоминая последовательность событий, затруднялись в оценке мотивов поступков персонажей, не всегда умели установить причинно – следственные связи тех или иных событий. С трудом могли оценить образные выражения поэтических и фольклорных произведений. Обращал на себя внимание их бедный словарный запас и практически полное отсутствие интонационной выразительности речи, достаточно успешно выполняли только традиционные задания.
В связи с этим подобрала художественную литературу разных жанров для детей средней группы, затем составила перспективное планирование, разработала ряд конспектов организованной образовательной деятельности, картотек с физминутками и играми-драматизациями, пополнила книжный уголок новыми книгами, а также текстами отдельных литературных произведений с интернет-сайтов.
Задачи: - учить внимательно рассматривать обложки, книжные иллюстрации, обсуждать их;
- способствовать полноценному восприятию текста через приемы комментированного чтения и изменения тона голоса;
- формировать умение анализировать поступки героев, отвечать полными ответами на вопрос;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- воспитывать нравственные качества.
Для того чтобы реализовать поставленные задачи, я использовала различные формы, методы и приёмы.
С детьми средней группы работа, согласно Технологии, проходит в 3 этапа:
Работа с текстом до чтения.
1. Рассматривали обложку, иллюстрации и предугадывали по ним предстоящие события.
2. Угадывали по названию книги, о чем будем читать.
3. По загадкам, играм, учились предполагать и называть героев произведения ( игры: «Шел козел по лесу» к сказке «Лиса и козел», «Собери картинку» к рассказу Л. Толстого «Хотела галка пить», «Когда это бывает?» к стихотворению Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором» и другие);
4. Использовала сюрпризные моменты (появление сказочного героя или предмета, чтобы вызвать у детей желание послушать определенное произведение : появление сказочницы с лукошком, в котором находится скалка к сказке «Лисичка со скалочкой», плачущего зайчика С. Прокофьев «Сказка про маму», чудесной корзинки с игрушками снегиря, кота, яблока к рассказу Ю. Коваля «Снегири и коты». Такая форма работы вызывает у детей не просто интерес к происходящему, но даже восторг и ожидание чего-то необычного, а, значит, желание послушать очередное произведение.
Работа с текстом во время чтения.
1. Использовала прием «комментированного чтения», то есть поясняла детям в процессе чтения непонятные ситуации, действия, слова (например, что такое жернова, кадушка, снегурка – это птичка, а не внучка Деда Мороза и так далее)
2. В возрасте четырех-пяти лет у ребенка появляется принципиально новая способность – сопереживать вымышленным персонажам. Эта способность требует умения представить во внутреннем плане те душевные состояния, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию, поэтому любое произведение читала с интонационной выразительностью речи, использовала мимику, жесты, периодически смотрела на детей, чтобы иметь хороший контакт с ними во время чтения и научить их использовать эти приемы в театрализованной деятельности.
3. «Возвращение к прочитанному». Этот прием использовала, если дети затруднялись:
- отвечать на вопросы воспитателя по содержанию произведения,
- передавать диалоги, или пересказывать текст,
- если дети сами просили что-то прочитать еще раз.
Воспроизведение текста.
Это углубленное восприятие (понимание) текста через разные виды деятельности:
- словесные игры («Правда – не правда» к сказке «Лягушка-путешественница», «Хорошо - плохо» к сказке «Госпожа Метелица» и другие);
- подвижные игры («Подарки» к рассказу «Подарок для мамы, «Солнышко и дождик» к сказке «У солнышка в гостях»);
- игровые ситуации: «Похожи-не похожи» (сравнение снегиря с яблоком из рассказа Ю. Коваля «Снегири и коты», «Кого чем угостить?» (подобрать корм для птиц по стихотворению «Зимний разговор через форточку» в переводе С. Маршака) и другие;
- конструирование корабликов из бросового материала к сказке В. Сутеева «Кораблик»
- Разыгрывание по ролям (сказки «У солнышка в гостях», В. Бианки «Теремок», стихотворение Э. Успенского «Разгром» и другие произведения).
-работа с раскрасками (С. Маршак «Пожар», «Не ветер бушует над бором» Н. Некрасов и другие);
- Перессказ с опорой на иллюстрации («Петушок и бобовое зернышко», игрушки («Два жадных медвежонка», схемы («Лисичка со скалочкой»);
- Использование различных пальчиковых игр, связанных с темой произведений : «Мы делили апельсин» («Два жадных медвежонка», «Тили-бом» («Пожар», «Воробей живет под крышей» («Теремок») и другие.
Провела открытый показ НОД «Путешествие в страну профессий» с использованием метода продуктивного чтения.
РППС: пополнила книжный уголок новыми произведениями (Е. Чарушин, сборник сказок В. Сутеева, р. н. сказки, уголок театрализации масками и элементами костюмов, изготовила картотеки игр и игр-драматизаций к сказкам.
В итоге проделанной работы :
- укрепился интерес детей к чтению;
- появилось умение отвечать на вопросы, требующие не простого перечисления событий, но и осмысления текста;
- дети научились рассуждать, высказывать свое мнение о прочитанном, оценивать поступки героев;
- обогатился словарный запас, улучшилась диалогическая и монологическая речь.