Марина Мирошник
Реализация ФГОС в работе с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует. (В. Леви)
Финансовые и социальные различия и проблемы, обилие новейших технологий делают родителей равнодушными, пассивными, не желающими сотрудничать с дошкольными учреждениями. ФГОС предполагает создать такие условия, которые помогли бы родителям лучше понять ребёнка, взаимодействовать с ДОУ и, таким образом, укреплять физическое и психическое его здоровье, дать качественное образование.
Публикация «Реализация ФГОС в работе с родителями» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Если рассмотреть недостатки и преимущества системы образование и семейного воспитания можно сделать вывод, что необходимо создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Разнообразные формы работы с родителями через содержание образовательных областей:
«Социально–коммуникативное развитие» - воспитатели и родители формируют у детей представления о социуме, самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок.
«Познавательное развитие» - предполагаемая система работы по развитию познавательной активности позволяет предоставить детям инструмент самостоятельного познания окружающего мира. Интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду, развитие параллельного взаимодействия в сферах: воспитатель — родитель, воспитатель — ребенок — родитель.
«Речевое развитие» - своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Педагоги проводят индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, создание речевого альбома «Копилка слов», газета «Реченька: для неравнодушных родителей», совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.
«Художественно-эстетическое развитие» - способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности: совместные рисунки, поделки, театрализация, музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.
«Физическое развитие» - одно из приоритетных направлений государственной политики, нацеленной на укрепление и здоровье детей. Формирование у ребенка потребности в движении в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, возможности окружающих его взрослых создать благоприятные условия для физического развития. знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях, знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов», оставление альбомов о спортивных достижениях семьи, изготовление атрибутов для физкультурной деятельности.
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:
1. Доброжелательный стиль общения.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа воспитателей с родителями. В общении с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход
Такой подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.
3. Сотрудничество.
Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Качество.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.
Формы работы с семьей
Родители в основном правильно понимают распределение ответственности: семья и ДОУ воспитывает, вместе - развиваем детей, обучая и воспитывая.
Родителей интересуют вопросы сохранения здоровья, обучения, воспитания и успешной социализации детей; они готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса.
Необходимо активно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей, прислушиваться к мнению родителей, выделять больше времени общению в удобное для них время.
Важно четко и аргументированно информировать родителей о проблемах ребёнка и находить оптимальные пути их решения совместно с родителями.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Такие как:
1. Посещение семьи ребенка.
2. Индивидуальные и групповые беседы. Содержание беседы строится на значимом для родителя, побуждая его к диалогу. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей.
3. Консультации.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей.
4. Родительские собрания
это форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий ДОУ и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни ДОУ, повысить ответственность за воспитание своих детей.
5. Родительские конференции.
Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
6. Семейный клуб.
Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Семейные клубы - динамичные структуры
7. Наглядно-информационные формы организации общения:
- презентации
-Выставки детских работ и фото выставки
-Семейные выставки
-Информационные стенды
-Папки – передвижки
-Ярмарки
В настоящее время работники ДОУ находят новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей.
Сотрудничество специалистов, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений в духе равноправия партнеров.
Совместная работа воспитателей, родителей направлена на решение единой цели: формированием полноценной личности ребёнка. Ведь как сказал Оскар Уайльд: «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми».