Папки-передвижки

Развитие познавательной активности и креативности мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе реорганизации

Светлана Белозерова
Развитие познавательной активности и креативности мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе реорганизации
▼ Скачать + Заказать документы

Все мы знаем, что главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в современных условиях является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования не только к организации дошкольного образования, но и к качеству предоставляемых педагогом образовательных услуг, что требует от нас, педагогов, поиска новых, эффективных методов и подходов в работе с детьми. В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим, креативным мышлением. Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания детьми.

Публикация «Развитие познавательной активности и креативности мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе реорганизации» размещена в разделах

Действительно, развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста весьма актуальна по целому ряду причин:

во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;

во-вторых, всё возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;

в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Но как показала практика, познавательное развитие в детском саду сводилось к формированию у детей систематизированных знаний об окружающем мире, развитию элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте. При этом недостаточное внимание уделялось:

развитию умения задавать вопросы;

осуществлять самостоятельный поиск ответов на них;

развитию креативных способностей;

развитию самостоятельности в познавательной деятельности;

Все мы с вами знаем, что дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Однако, когда я провела педагогический мониторинг, используя такие методы как: педагогические наблюдения, анкетирование родителей, анализ детской деятельности, анализ продуктов ручного и художественного труда, я пришла к выводу, что увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу, а младшие дети перестали быть «почемучками», у детей снижена мотивация, направленная на познание окружающего мира. Если обратиться к цифрам, то я увидела следующую картину по результатам обработки достижений целевых ориентиров у детей 5-6 лет : более 47 % воспитанников на тот момент старшей группы - октябрь 2016 г., дети слабо проявляли инициативу в выборе способа действий, самостоятельность, творчество, фантазию, креативность мышления в познавательно-исследовательской деятельности, слабо включались в проблемную ситуацию, познавательная активность быстро затухала.

У 33% воспитанников я увидела средние результаты. И только 20 % детей показали высокие результаты.

Я изучила современные образовательные технологии, которые были бы ориентированы на развитие всесторонне развитой личности, развитие познавательной активности и креативности мышления. Решить эту проблему мне помогла технология проблемного обучения. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей дошкольников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность. В нашей стране проблемным обучением занимались отечественные психологи - Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, которые утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания. Но, несмотря на то, что технология проблемного обучения достаточно изучена и описана в трудах известных педагогов и психологов, доказана её значимость в развитии познавательных и творческих способностей детей, она слабо адаптирована в дошкольных образовательных организациях

Поэтому у меня возникла идея, развивать познавательную активность, креативность мышления, способность сомневаться, мыслить, через создание условий проблемно – поисковой деятельности.

Суть проблемного обучения заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Мы не можете рассказать и объяснить ребенку всего, что касается многочисленных и разнообразных объектов и явлений окружающей действительности.

Следовательно, была определена цель моей работы, а именно - развитие познавательной активности и креативности мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе проблемного обучения.

Исходя из выше указанной цели были обозначены следующие задачи:

1. Развивать познавательный и мотивационный интерес к поисковой деятельности.

2. Расширять перспективы поисково - познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

3. Развивать способность видеть противоречие и обозначить проблему, выдвигать гипотезы.

4. Развивать креативность мышления, способность порождать необычные идеи, быстро решать проблемные ситуации.

На первом этапе своей работы с детьми я использовала проблемные ситуации, составленные Е. И. Леновой, Н. С. Бронниковой, О. А. Смельцовой. В ходе теоретического осмысления новейших педагогических фактов я выделила, что основная мысль проблемного обучения: знания в значимой собственной части не передаются детьми в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации. Постепенно усвоив алгоритм построения работы, в дальнейшем сама составляла проблемные ситуации, привлекая родителей, коллег.

Проблемные ситуации подбирала в соответствии с программой и временем года: «Как играть в песок, если нет совка?», «Как полить цветы без лейки?», «Как построить снеговик, если снега мало?» и др. Сказочные ситуации брала из знакомых ребятам сказок: «Как Маше не заблудиться в лесу», из стихотворений А. Барто «Как зайке не промокнуть под дождем?» и др. Необходимо отметить, что при создании проблемных ситуаций очень часто возникает необходимость проведения предварительной работы (рассматривание иллюстрации, наблюдения, экспериментирование и т. д.). Приведу пример, рассматриваем с детьми такую ситуацию :

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, предварительно я организую ряд опытов с предметами, демонстрируя, что дерево плавает на поверхности воды, а металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на дерево, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Вопросами наталкиваю детей на поиск правильного ответа.

В каждом конкретном случае решаю, в какой форме проводить работу с детьми: группой, подгруппой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение отдаю групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Занятия провожу в форме свободного общения в виде диалога, в котором играю направляющую и организационную роль. Проблемная ситуация может быть использована в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине его, стремясь поддержать у детей интерес к новой теме. В конце занятия обязательно подвожу итоги для того, чтобы обучить детей навыкам анализа (Что было самым интересным? Что осталось непонятным)

Большое внимание уделяю тому, чтобы проблемная ситуация была понятной, следовательно, она должна вызывать интерес. Она должна мотивировать ребёнка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребёнка. Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребёнка к эмоциональной познавательной деятельности. При создании и решении проблемных ситуаций применяю следующие методические приемы:

1. подвожу детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;

2. излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;

3. побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

4. ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения);

5. определяю проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

6. ставлю проблемные задачи;

7. изучаемая проблема взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых;

8. каждый ребёнок становится в позицию активного деятеля, ему дается возможность самостоятельно получать знания о том или ином предмете, материале, явлении и т. д. ;

9. поставленная детьми проблема исследуется в определенной логической последовательности. Содержательная часть исследования должна быть основана на самостоятельной (индивидуальной, групповой) деятельности детей;

10. иногда и ошибаюсь – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению;

11. не забываю о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей.

Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые) : они мобилизуют их внимание и волевые усилия. Выделила следующие этапы процесса решения проблемы :

Первый этап – поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия. Этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?»

Второй этап – происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Для того, чтобы решить данные проблемные ситуации, я организую ряд опытов с предметами, демонстрируя, что дерево плавает на поверхности воды, а металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Вопросами наталкиваю детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т. к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.

В своей работе использую следующие способы создания проблемных ситуаций:

1. проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта;

2. проблемная ситуация возникает при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами;

3. проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения.

Обобщив передовой педагогический опыт, я разработала комплексное перспективно - тематическое планирование, в которое включила следующие формы организации работы: организованную образовательную деятельность;

культурно - досуговую деятельность; целевые прогулки; чтение художественной литературы, соответствующей возрасту детей; посещение тематических выставок, посвящённых прошлому и настоящему нашего города, края.

Темы НОД повторяются в старшей и подготовительной группах, изменяется только объём познавательного материала и сложность, а, следовательно, и длительность изучения.

Одним из эффективных средств развития познавательной активности является предметно-развивающая среда ДОУ. Кроме того, предметно-пространственная развивающая среда является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. В своей группе я стараюсь создавать развивающую среду, которая обеспечивала бы все жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные. Поэтому я целенаправленно пополняю пространственно - развивающуюся среду. У нас в группе появился микроскоп, весы, колбы, магниты, уголок экспериментирования «Научная лаборатория», уголок открытия «Эврика», «Островок размышлений», книжный уголок «Познавай-ка» и многое другое.

Своим опытом работы я поделилась с коллегами. Для них были организованы такие образовательные мероприятия, как консультация ««Использование технологии проблемного обучения в детском саду», постоянной формой работы стали проблемные педсоветы на тему: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня?» Дидактические и методические материалы из опыта моей работы, представленные в детском саду, используется воспитателями в педагогической деятельности.

Опираясь на потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, стараюсь совместно с родителями и другими старшими членами семей воспитанников, обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Поэтому родители стали активными помощниками в организации образовательного процесса с применение технологии проблемного обучения. Для них были проведены ряд вечеров «Долгожданных встреч», на которых были даны рекомендации по проведении познавательных бесед с детьми, где акцент сделан на развитие умения задавать вопросы и находить ответы с детьми самостоятельно, разыгрывались проблемные ситуации и находились способы их разрешения. Большинство родителей отмечают, что дети стали более находчивые, рассудительные, научились делать умозаключения, искать причинно-следственные связи.

В настоящее время установлено, что большинство детей имеют устойчивый интерес к различным видам деятельности, у них ярко выражен мотив достижения успеха в игре, на занятиях, при общении. Уровень развития способностей и творческого потенциала находится на высоком уровне. Полученные результаты значительно отличаются от начальных. Наблюдение за детьми показало, что ребята чаще стали задавать вопросы поискового характера, проявляют познавательную активность во всех сферах деятельности. Рассуждения носят поисковый характер. Сформировались умения решать проблемные ситуации, которые включают в себя: умение видеть проблемы и ставить их самостоятельно, создавать гипотезу решения, оценивать ее, приходя к новой, в случае непродуктивности первоначальной.

Результативность: рост уровня развития познавательной активности за два года составил - 40%, рост уровня развития креативного мышления за два года – 32%.

Таким образом, применение на практике технологии проблемного обучения в образовательном процессе позволило значительно расширить и углубить знания воспитанников.

Литература:

1. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М. : Знание, 1991.

2. Лернер И. Я. Проблемное обучении [текст] / И. Я. Лернер. – М. : Педагогика, 1974.

3. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М. : Педагогика, 1972.

4. Оконь Ю. Основы проблемного обучения. – М. : Педагогика, 1968.

5. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография: в 3 кн. / под ред. Е. В. Ковалевской. – Нижневартовск: Изд-во Нежневарт. гуманит. ун-та, 2010.

6. Путляева Л. В. Проблемное обучение [текст] / Л. В. Путляева. – М. : Центральный ордена Ленина институт усовершенствования врачей, 1990.

7. Реализация методов проблемного обучения в условиях модернизации российского образования: вопросы теории и практики : Материалы VI Западно-Сибирской Всероссийской научно-практической конференции «Образование на грани тысячелетий» (Нижневартовск, 10 ноября 2010 года)/ отв. ред. Е. В. Ковалевская. - Нижневартовск: Изд-во Нежневарт. гуманит. ун-та, 2010.

8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М. : Народное образование, 1998.

Публикации по теме:

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с блоками ДьенешаРазвитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с блоками Дьенеша В своих занятиях я включаю игры для детей младшего дошкольного возраста, которые способствуют развитию предпосылок логического мышления.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками.

Презентация «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» Слайд 1 Тема: «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых.

Презентация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Слайд № 2 В настоящее время.

Проект «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования» Автор: Кипурова Елена Николаевна - воспитатель МБДОУ д/с №83 Участники: дети, родители, сотрудники и специалисты МБДОУ д/с № 83 Вид: инновационный.

Развитие образной креативности у детей старшего дошкольного возраста ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1 Понятие «креативность» и теории креативности.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельностиРазвитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Одним из эффективных методов работы.

Консультация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности» Муниципальное казенное дошкольное учреждение д/с № 12 «Солнышко» Камышловского района Свердловской области План по самообразованию на 2018.

Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности Малыш – активный исследователь.

Средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возрастаОдной из главных целей в развитие ребенка – дошкольника является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности и креативности мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе реорганизации
Опубликовано: 18 октября 2018 в 16:11
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности и креативности мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе реорганизации» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Белозерова (УИ 1691175) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД