Елена Кипурова
Проект «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Кипурова Елена Николаевна - воспитатель МБДОУ д/с №83
Участники: дети, родители, сотрудники и специалисты МБДОУ д/с № 83
Вид: инновационный
База проекта : МБДОУ д/с № 83
Срок реализации: долгосрочный
Цель: развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
Публикация «Проект „Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
2. Развивать у детей познавательные способности.
3. Развивать мышление, речь.
4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Актуальность.
В ФГОС ДО одним из важнейших направлений развития дошкольника названо познавательное развитие. Оно предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, звучании, причинах и следствиях и другие). Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, Детское экспериментирование предоставляет дошкольникам возможность приобретать знания самостоятельно.
На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме.
Предполагаемый результат:
1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
2. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
3. Эффективность внедрения системы работы по детскому экспериментированию доказана повышением уровня развития детей.
Механизмы:
Реализация цели и задачи проекта будут решаться через систему мероприятий с педагогами детьми и родителями в ДОУ.
1. Этапы реализации проекта :
I этап- подготовительный
-изучение литературы по детскому экспериментированию
-создание уголка экспериментирования : в нашей группе создан экспериментальный уголок, в котором находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать) :
• приборы-помощники: лабораторная посуда, весы, емкости разного объема и формы;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, семена и т. д. ;
• утилизированный материал: пробки, кусочки кожи, меха, ткани;
• медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, шприцы (без игл, резиновые груши;
• прочие материалы: сито, зеркала, вата и т. д.
-подбор занимательных опытов и экспериментов.
-разработка проекта, формулирование целей и задач.
IIэтап- практический
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
Постановка проблемы;
Поиск путей решения проблемы;
Проверка гипотез, предположений;
Обсуждение увиденных полученных результатов;
Формулировка выводов;
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Свою работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми строю по трё м взаимосвязанным направлениям:
живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.).
неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).
человек (функционирование организма)
Работа с родителями
Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.
Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.
Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.
Ш этап- итоговый
Диагностика уровней формирования познавательной активности детей. Презентация проекта.
Выводы:
В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности; расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Развиваются качества личности : самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Литература:
1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
3. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
4. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003. – 64с.
6. Поддьяков Н. Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
7. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
8. Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3