Приложение МААМ

Проект «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования»

Елена Кипурова
Проект «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: Кипурова Елена Николаевна - воспитатель МБДОУ д/с №83

Участники: дети, родители, сотрудники и специалисты МБДОУ д/с № 83

Вид: инновационный

База проекта : МБДОУ д/с № 83

Срок реализации: долгосрочный

Цель: развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Публикация «Проект „Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования“» размещена в разделах

2. Развивать у детей познавательные способности.

3. Развивать мышление, речь.

4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Актуальность.

В ФГОС ДО одним из важнейших направлений развития дошкольника названо познавательное развитие. Оно предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, звучании, причинах и следствиях и другие). Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, Детское экспериментирование предоставляет дошкольникам возможность приобретать знания самостоятельно.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме.

Предполагаемый результат:

1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

2. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

3. Эффективность внедрения системы работы по детскому экспериментированию доказана повышением уровня развития детей.

Механизмы:

Реализация цели и задачи проекта будут решаться через систему мероприятий с педагогами детьми и родителями в ДОУ.

1. Этапы реализации проекта :

I этап- подготовительный

-изучение литературы по детскому экспериментированию

-создание уголка экспериментирования : в нашей группе создан экспериментальный уголок, в котором находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать) :

приборы-помощники: лабораторная посуда, весы, емкости разного объема и формы;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, семена и т. д. ;

утилизированный материал: пробки, кусочки кожи, меха, ткани;

медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, шприцы (без игл, резиновые груши;

прочие материалы: сито, зеркала, вата и т. д.

-подбор занимательных опытов и экспериментов.

-разработка проекта, формулирование целей и задач.

IIэтап- практический

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

Постановка проблемы;

Поиск путей решения проблемы;

Проверка гипотез, предположений;

Обсуждение увиденных полученных результатов;

Формулировка выводов;

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Свою работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми строю по трё м взаимосвязанным направлениям:

живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.).

неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).

человек (функционирование организма)

Работа с родителями

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.

Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.

Ш этап- итоговый

Диагностика уровней формирования познавательной активности детей. Презентация проекта.

Выводы:

В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности; расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности : самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Литература:

1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).

2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

3. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

4. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003. – 64с.

6. Поддьяков Н. Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.

7. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

8. Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3

Публикации по теме:

Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством предметно-пространственной среды ДОО Аннотация: В статье рассматривается необходимость создания и развития предметно - пространственной среды в ДОО для того, чтобы развивать.

Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством предметно — пространственной среды ДОО Ширяева Юлия Геннадьевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Мордовский.

Картотека подвижных игр, направленных на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста Игры для детей 3-4 летСолнечные зайчикиЗадачи: развивать ловкость, внимание. Материалы: Маленькое зеркальце. Ход игры: Взрослый зеркалом.

Презентация «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» Слайд 1 Тема: «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых.

Презентация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Слайд № 2 В настоящее время.

Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельност «Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности». Ерофеева.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельностиРазвитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Одним из эффективных методов работы.

Развитие познавательной активности и любознательности у детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС Хочу поделиться опытом работы нашего ДОУ по познавательному развитию младшего дошкольного возраста. Познавательное развитие детей – одно.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование Практика показывает, что не успешность обучения в школе чаще всего связана с интеллектуальной пассивностью детей, с неразвитой познавательной.

Воспитание и развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования»
Опубликовано: 6 июня 2018 в 16:45
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кипурова (УИ 390592) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД