Лариса Давидович
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
«Умейте открыть перед ребенком
в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками
радуги. Оставляйте всегда что-то
недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и
еще раз возвратиться к тому, что он узнал»
(В. А. Сухомлинский)
Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенка читать, считать. Однако важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель:
Расширение знаний детей об окружающем мире в
процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности;
повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса с детьми.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через вебинары, интернет источников по теме). Создать методическую базу (специальная литература, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.
2. приобретать новые профессиональные навыки;
3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
В течение всего года я изучала нормативно-правовые документы, научно-методическую литературу, современные образовательные технологии, просмотрела вебинар Рыжовой Натальи Александровны «Организация экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО». вела работу по созданию картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста, Изготовлению пособий, Оформлению дидактических игр.
С детьми проводились беседы об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Познакомила детей с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности. На протяжении всего учебного времени проводила опыты-эксперименты по темам :
«Хитрые семена» - познакомила со способами проращивания семян.
«В мире стекла» - помогала детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).
«В мире пластмассы» - знакомила детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помогала выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).
«Дерево умеет плавать» - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
В своей работе создавала образовательные ситуации: «Спор игрушек» - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т. к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и память.
Так же на протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры :
«Подбери материал для названного предмета» «Расскажи о предмете». «Угадай по запаху», "Что лишнее?», «Что из чего будет».
Для просвещения родителей провели консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Памятки: «Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской активности ребенка», «Как отвечать на детские вопросы».
Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в реализации опытно-экспериментальной деятельности. В следующем году буду продолжать вести эту работу.
Планирую:
• Пополнять предметно- пространственную среду по данному
• направлению.
• Повышать свою квалификацию;
• Также планирую разработать схемы - алгоритмы для экспериментов.
• Работа с родителями. было предложено родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования.
Подводя итог, хочу сказать, что, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, можно развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыть перед детьми удивительный мир экспериментирования.