Татьяна Крамчанинова
Опыт работы по теме «Использование мнемотехники в играх и игровых упражнениях в познавательно-речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме : «Использование мнемотехники в играх и игровых упражнениях в познавательно-речевом развитии дошкольников».
Публикация «Опыт работы по теме „Использование мнемотехники в играх и игровых упражнениях в познавательно-речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Как известно, дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Формирование связной речи у детей относится к одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Одним из вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания является мнемотехника. В своей работе я широко использую мнемотехнику.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
При решении задач по развитию речи у дошкольников возникают следующие трудности:
-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,
- неспособность грамматически правильно построить предложение;
-бедность речи;
-недостаточный словарный запас;
- неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, или, наоборот, дать развернутый ответ;
- отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихотворений.
Решению вышеперечисленных трудностей способствует использование мнемотехники. Мнемотехника предполагает решение не только задач по речевому развитию и развитию мелкой моторики рук, но ряд задач по развитию основных психических процессов: памяти, внимания, мышления и воображения. Кроме того, у детей формируются навыки перекодирования информации, то есть преобразование из символов в образы.
Дидактический материал по мнемотехнике может быть представлен в форме мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц.
Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией;
Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно;
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
В процессе работы я подобрала серию дидактических игр и упражнений, которые направлены на: увеличение словарного запаса, на развитие умения подбирать подходящие по смыслу определения, на понимание оттенков значения слова; на умение составлять короткие описательные рассказы, передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно.
Начинаем с использования простых игр, которые направлены на расширение словарного запаса детей:
Игра «Зарисовка слов». Воспитатель зачитывает слова рядом с картинками, затем слова закрывает и предлагает детям вспомнить эти слова, глядя на картинки или наоборот: ребенок сам делает рисунок для каждого слова, чтобы потом вспомнить заданное слово.
Цель игры: Развитие наглядно-образного мышления, памяти, внимания, речи.
Игра» Угадай животное».
Цель игры: Расширить представления у детей о домашних и диких животных.
Игра» Отгадай какое время года?»
Цель игры: Обогащать и систематизировать знания детей о природе.
Игра»Цветик-семицветик»
Цель игры: Знакомство детей с народными пословицами и их умение объяснить смысл пословиц.
Игра»Какая сказка спряталась?»
Цель игры: Развивать умение связно, .последовательно и выразительно пересказывать текст сказки. Этапы работы по сказке :
1. Узнать сказку по главным героям.
2. Вспомнить содержание сказки.
3. Рассказать сказку по мнемотаблице.
Так же я использую игры и игровые упражнения с мнемотехникой для заучивания стихотворений, для составления рассказов, для отгадывания и загадывания загадок.
Игры и игровые упражнения с мнемотехникой используются в различных формах образовательной деятельности с детьми: как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной
деятельности детей.
Могу сказать, что использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения предложенного материала, позволяет превратить обучение в интересную и увлекательную игру.
Результаты работы :
- Развитие интегративных качеств ребенка;
- Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- Формирование первичных представлений о себе, обществе, мире и природе.
- Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности -умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, - придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников ес помощью мнемотехники. СПб. ,2005.
2. Вахрушев, А. А., Кочемасова, Е. Е., Акимова, Ю. А. Здравствуй, мир! Москва «Баласс», 2000.
3. Волковская, Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.
4. И. Светлова «Тренируем память». Эффективная методика по развитию памяти, увеличению скорости и объёма запоминания.
5. И. Матюшин «Как развить хорошую память». Школа эйдетики.