Шевчук Марина Владимировна
Опыт работы «Использование метода мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду перед воспитателями и музыкальным руководителем ставится задача заучивания наизусть песен и стихов. Хочется, чтобы песни были разнообразнее, а времени на запоминание слов уходило меньше. Все знают, что все, что вызывает интерес, запоминается быстрее, а если сделать заучивание слов песен, стихов игрой, то работа над новым текстом не будет казаться утомительным трудом.
Детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен, стихов, сценок и т. д. Дети не любят запоминать песни как стихотворение, повторяя их несколько раз. Они быстро устают. Также переучивание неправильного произношения окончания слов для них происходит очень мучительно.
Публикация «Опыт работы „Использование метода мнемотехники“» размещена в разделах
Чтобы облегчить процесс запоминания текстов мы используем метод мнемотехники. Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование зрительного восприятие символов, знаков, условных обозначений для лучшего запоминания текстов, ведет за собой развитие не только памяти, воображения, но, главное, мышления. Дети ищут осмысленные связи между изображением и теми ассоциациями (зрительными, слуховыми, тактильными) которое оно вызывает.
запоминания».
С целью развития произвольной памяти детей проводим специальные упражнения. Уже с младшей группы мы стараемся учить детей использовать символы и схемы. (Используем книгу Е. В. Саллинен «Занятия по изобразительной деятельности» (младшая и средняя группы, упражнения «Сложи и нарисуй»)
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и мы их используем так же :
при обучении составлению описательных и творческих рассказов;
при заучивании стихов;
при обучении пересказу художественной литературы.
при тренировке памяти и внимания детей.
Для того чтобы использование мнемотаблиц было успешным, нужно провести предварительную работу с детьми по накоплению опыта работы со знаками, символами, условными изображениями:
на занятиях по развитию речи дети пользуются опорными таблицами для пересказа сказок;
на занятиях по математике используются знаки и условные изображения, при работе с блоками Дьенеша дети учатся кодировать и декодировать информацию;
на занятиях по познавательному развитию дети знакомятся с условным изображением характерных особенностей животных, рыб и птиц и т. д. (использование моделей)
в совместной деятельности используем игры на развитие логического мышления «На что это похоже?», «Забавные превращения», «Что у нас общего?» знакомят с условным изображением предметов, животных, объектов природы.
Составлять мнемотаблицы можно самим, используя схематичное изображение предметов, фотографии, рисунки или найти готовые на страницах Инета.
Для «записывания» текста песен нужно использовать знаки, условные изображения, символы которые детям встречались раньше, если слово вызывает затруднение, дети сами могут придумать, как его обозначить исходя из своего опыта. Составлять мнемотаблицу по новому материалу нужно вместе с детьми, обсуждая символическое изображение каждого слова. Обязательно уточняя всё ли понятно детям, и поощряя возникновение вопросов. При составлении первых таблиц кодируется почти каждое слово. Постепенно от песни к песни количество символов сокращается и кодируется только основной смысл строчки.
Запоминание текстов станет увлекательной игрой. На музыкальных занятиях закодированная песенка вывешивается на стенд, и дети с удовольствием и легко воспроизводят текст. Первое исполнение песни по мнемотаблице проходит помощью музыкального руководителя. Он говорит текст и показываю знак, которым изображено слово. После двух-трех раз исполнения по таблице дети быстро и надолго запоминают текст, и в последующих исполнениях таблица уже не нужна. Но так как в любой группе есть дети, которые медленнее усваивают новый материал, то мнемотаблицы можно развесить в группе, и дети с удовольствием будут исполнять по ним песни самостоятельно.
Стоит только одному ребенку подойти к «зашифрованному» листочку, как тут же собирается группа детей и все весело наперебой «читают картинки».
Использование наглядной модели песни или стихотворения облегчает и ускоряет процесс запоминания.
Работа по разучиванию песни имеет несколько этапов.
•Прослушивание новой песни.
•Беседа о характере песни и её содержании.
•Рассматривание таблиц (презентаций) с определением текстового значения каждой картинки.
•Разучивание песни по фразам при помощи соответствующих тексту картинок (презентаций).
•Исполнение песни при помощи мнемотаблицы (презентации).
•Исполнение песни с образными движениями, использую мнемотаблицу (презентацию).
•Исполнение песни с образными движениями без мнемотаблиц (презентаций).
Использование метода мнемотехники даёт хороший результат. Применение мнемотаблиц (презентаций) в работе с дошкольниками позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и удерживать в память долгое время.
Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом и помогают детям выстраивать последовательность запоминаемого текста.
На музыкальных занятиях можно предложить ребятам придумать мнемотаблицу на новую песню, которую они услышат. Дети рассказывают какие рисунки они хотели бы нарисовать по тексту песни. Это очень интересно и увлекательно.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Выводы: Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, развитие мелкой моторики, частичном или полном графическом рисунке, перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и его готовности к школьному обучению. Ведь еще К. Д. Ушинский сказал: «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету.
Использование метода мнемотехники даёт хороший результат. Применение мнемотаблиц (презентаций) в работе с дошкольниками позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и удерживать в память долгое время.
Использование мнемотехники в настоящее время становится всё более актуальным. В жизни мы всё чаще встречаем символы, знаки, условные обозначения и умение «читать» такую информацию детям обязательно пригодится.