Галина Макеева
Опыт работы «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах»
▼ Скачать + Заказать документы
Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах наших сёл и городов. По этим же улицам проходит тысячи пешеходов, среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Дорога, улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций. Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте. Правила, усвоенные в детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения, их соблюдение – потребностью. В соответствии с ФГОС ДО нами поставлена цель:
Публикация «Опыт работы „Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
-формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Исходя из этого мы решаем такие задачи как:
1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице.
2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой, а так же формирование устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
3. Воспитание дисциплинированности и сознательного практического выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
4. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.
Работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий строим в соответствии со следующими принципами организации образовательного процесса:
Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.
Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
В работе с детьми используем следующие методы:
-проектный метод;
-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
-личностно-ориентированная технология;
-технология игрового обучения;
-метод наблюдения и беседы.
Особое внимание уделяем техническому оснащению, так как оно является одним из важнейших условий формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, это:
Наглядные пособия.
Методическая, познавательная и художественная литература.
Сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, конспекты занятий и развлечений по пропаганде дорожной азбуки.
Фотоальбом, детские рисунки.
Комплект плакатов по предупреждению дорожного травматизма.
Комплект плакатов «Правила дорожного движения».
Комплект дорожных ситуаций
Макет светофора, дорожные знаки
Макет с дорожной разметкой для игр с машинами
Дидактические, развивающие, настольные игры;
Атрибуты для ролевых игр «Шоферы», «АЗС», «Дорога» и др.
Основная идея работы по данной теме проходила через все виды деятельности. При её реализации соблюдался принцип последовательности: формирование навыков поведения на дорогах состоит в том, что любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем опыте, обучение включается в контекст повседневной жизни.
Значительное место было отведено практическим формам обучения : наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам (к перекрёстку, к проезжей части, к светофору и т. д., работе в автогородке, во время которых знакомила детей с перекрёстком, некоторыми дорожными знаками, где дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров, наблюдали за движением транспорта и закрепили ранее полученные знания на тематических занятиях, таких как: «Улица города (села) и его транспорт», «Мостовая - для машин, тротуар – для пешеходов», «Автомобили, история их возникновения», «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине», «Правила безопасности дорожного движения», «Безопасный перекрёсток», «Путешествие по городу дорожных знаков»и т. д. ;
В работе с детьми использовались беседы с решением проблемных ситуаций «Опасности подстерегают нас на улице», «Мы с дорогою на вы», «Правила поведения на проезжей части» и др. ;
На занятиях и вне занятий использовалось: рассматривание иллюстраций, пособий с изображением дорожных знаков,
дорожных ситуаций, где дети определяли нарушения правил дорожного движения, делали выводы и умозаключения.
В группе ежедневно проводились минутки безопасности, где вместе с детьми повторяли дорожную азбуку. Знания по пдд дети получали и при ознакомлении с познавательной и художественной литературой. Кроме чтения, я использовала заучивание стихов, отгадывание загадок. Постоянное общение с книгой и систематическая работа развили знание основ дорожного движения и творческие способности и умения детей. Эти способности мы реализовывали в инсценировках, драматизациях, выразительном чтении стихов, в сочинении сказок, рассказов.
Организуя занятия и беседы, исходили из того, что в этом возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в виде игры, использовали такие игры, как:
словесные, дидактические «Подумай и скажи», «Назови вид транспорта», «Опиши транспорт»,
развивающие, настольные «Дорожные знаки», «Транспорт»,
сюжетно-ролевых «Шоферы», «АЗС», «Дорога», «Автобус», «ГАИ,
подвижные «Перебежки», «Горелки», «Стоп», моделирование дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожных знаков», эти игры активизировали мышление детей, ставили их перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.
Формируя у детей навыки правильного поведения на улице, мы уделяем внимание знакомству с трудом водителей и работников ГИБДД. Объясняя, как трудно приходится им, если пешеходы не соблюдают правил уличного движения, дети с удовольствием закрепляли знания в с/ролевых играх.
В свободное время дети с интересом рассматривали иллюстрации, альбомы, рисунки, плакаты по пдд.
Знания правил дорожного движения находили отражение и в художественном творчестве, как на занятиях, так и вне занятий, В течение года были организованы конкурсы и выставки рисунков: «Такие разные машины», «Дети и дорога» «Внимание, дорога!», «Наша улица», «В стране – грамотных пешеходов», «Внимание, дорога!»
Интересной формой по закреплению пдд являлись, ежеквартально проводимые в нашей группе, развлечения по правилам дорожного движения : «Главная дорога» (телепередача), «Дорожная азбука», игра-путешествие «В стране грамотных пешеходов»,«Красный, жёлтый, зелёный», «Самый внимательный пешеход», «Ребёнок – главный пассажир», дети с увлечением участвовали в показе сказки «В королевстве Феи дорожных знаков» организовывались встречи с сотрудниками ГИБДД Д. Добряковым на которых дети закрепляли полученные представления, упражнялись в разных видах деятельности, осуществляли творческую самореализацию в различных конкурсах.
Организуя столь важную работу по данной теме, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников.
Актуальность данной работы состоит в том, что первый социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
В марте было проведено анкетирование родителей с целью выявления уровня семейного воспитания ребёнка по правилам дорожного движения. Анализ показал, что у родителей недостаточно сформированы педагогические знания по обучению детей безопасному поведению на улице и дороге. Более того не все родители, принимавшие участие в анкетировании, сами соблюдают правила дорожного движения, причём как водители так и пешеходы. На основе результатов анкетирования было подготовлено и проведено родительское собрание на тему «Безопасность детей на улице», на котором родители не только получили теоретические знания по обучению детей правилам дорожного движения, но и поучаствовали в практических упражнениях, разобрали дорожные ситуации. По итогам собрания совместно с родителями было решено, что необходимо шире использовать активные совместные формы работы для повышения педагогических знаний родителей по вопросам формирования у детей безопасного поведения на дорогах.
С целью привлечения внимания родителей к изучению правил дорожного движения, развитию практических умений по применению этих правил детьми для родителей,нами были разработаны :
- консультации: «Совместная деятельность МДОУ и семьи по обучению дошкольников правилам дорожного движения», «Правила безопасности детей. Безопасность на дорогах», Воспитываем грамотного пешехода»
- буклеты «Внимание! Ребёнок и дорога», «Профилактика дорожно-транспортного травматизма»
- листовки «Соблюдать правила перевозки детей необходимо и в автомобиле».
- информационный стенд «Что можно прочитать детям о дорожном движении», «Чтоб никогда не попадать в сложные положения, надо соблюдать правила движения»
Активное участие родителей проявлялось в такой форме совместной работы взрослых и детей, как создание стенгазет, фотоальбомов. Примером является опыт семьи Кокотюха «Мой ребенок учит правила дорожного движения», Газета для любознательных родителей «Правильная дорога с детства», нами была изготовлена стенгазета для родителей «Движение – жизнь, когда по правилам». В игровой интересной форме родители закрепляли с детьми значения дорожных знаков, разбирали проблемные ситуации на дорогах, участвовали в театрализации, соревновались в ловкости и остроумии. Такие праздники доставили огромную радость детям
Анализ мониторинга знаний, умений и навыков выявил положительную динамику сформированности представлений по ПДД у детей дошкольного возраста. На конец марта уровень умений и знаний детей по ПДД составил 3,7 (б) -92%
Вывод: Система разработанная нами помогла дошкольникам овладевать навыками безопасного поведения и чувствовать себя уверенно на дорогах в любой ситуации. Результатом считаем отсутствие дорожно-транспортных происшествий с воспитанниками нашей группы.