Нина Шувалова
Формирование навыков безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста
Само понятие «безопасность» подтверждает важность и необходимость проведения работы по формированию безопасного поведения в быту. Ребёнок в силу возраста, отсутствия жизненного опыта может подвергаться различным опасным ситуациям. При этом взрослые, любящие и опекающие своих детей часто повторяют «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Публикация «Формирование навыков безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Итак, актуальность темы обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Цель моей работы – формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них.
Задачи:
1. Формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту и способах правильного поведения.
2. Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту.
3. Формировать навыки осторожного обращения с электроприборами.
4. Формировать навыки осторожного обращения с огнем, расширять представления о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем;
5. Обогащать словарный запас и развивать связную речь дошкольников.
Развитие ребёнка происходит в различных образовательных областях. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательная область социально-коммуникативное развитие направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Работа строилась в три этапа:
1. Диагностика навыков безопасного поведения детей в быту. Анкетирование родителей.
2. Система работы по формированию навыков безопасного поведения в быту.
3. Выявление навыков безопасного поведения в быту.
Первый этап.
На первом этапе был выявлен уровень сформированности навыков безопасного поведения детей в быту. Мы выяснили, что не все дети имеют полное представление о том, как правильно обращаться с электроприборами, о причинах и последствиях неправильного обращения с огнём.
Анкетирование родителей показало, что многие из них не интересуются данной проблемой, зачастую сами демонстрируют отсутствие культуры поведения в быту и, соответственно, закладывают у детей отрицательные стереотипы поведения.
Второй этап работы
Свою работу я начала с создания условий для ознакомления детей с основами безопасного поведения в быту :
• оборудована предметно-пространственная среда. В соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта реализуются принципы: доступности, безопасности, вариативности, содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности.
Для ознакомления ребенка с основами безопасности я использовала : альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.
Игровое пространство оснащено элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника. Вследствие интеграции с другими образовательными областями, происходит формирование у детей интеллектуального потенциала, формируются такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.
• взаимодействие с ребёнком ориентировано на его личностное развитие, создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, в которой ребенок чувствует себя уверенным, устойчивым к стрессам.
Принципы организации воспитательно-образовательной работы:
• Принцип системности. Работа проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Однако, тематический план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы, поэтому я учитываю реальность событий.
• Принцип интеграции. Работа по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника проводится во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрируется в целостный педагогический процесс.
• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Стараюсь довести до родителей, что в вопросах безопасности ребёнка мы действуем сообща, дополняя друг друга.
Методы ознакомления детей с основами безопасного поведения в быту.
1. Беседа с рассматриванием иллюстраций («Дом – машина для жилья», «Огонь – наш друг», «Как люди овладели огнём», «Как избежать пожара», «Почему окно может быть опасно?», «Таблетки – это не конфетки», «Скорая помощь», «Как вызвать милицию?», «О правилах безопасного поведения возле ёлки»); просмотр презентаций; свободное общение («Какие опасности подстерегают нас в помещении», «В этих предметах спрятан огонь!», «Как подружиться с электричеством», «Использование и хранение опасных предметов», «Поговорим о домашней аптечке», «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»); составление творческих рассказов; совместное изготовление коллажей («Опасные и безопасные предметы», «Пожароопасные предметы», «Наши помощники и враги дома» : отгадывание и заучивание загадок о бытовых предметах, профессиях врача, пожарного, милиционера, заучивание пословиц и поговорок.
2. Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
(игры - тренинги, «Пожарная тревога», «Из группы исчезли все стулья», «Плохо воспитателю – что делать?», «Мы – спасатели», «Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?»)переделывание сказок так, чтобы дети могли сами закончить ее и найти выход из сложившейся ситуации.
имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;
3. Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
4. Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
Игры типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди
5. Чтение художественной литературы. способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний. Гальченко В. «Приключения пожарного», Житков Б. «Помощь идет», «Что я видел»; Маршак С. «Пожар»; «Рассказ о неизвестном герое». «Кошкин дом»; Островский Б. «С огнем не шутят» и других.
6. художественно-творческая деятельность. Дошкольники лепили, рисовали, составляли коллажи о причинах травм, пожаров, о том, как они представляют себе работу спасателей, какие специальные машины помогают людям, если случилась беда и т. д. Была организована выставка детских рисунков «Домашние опасности».
Взаимодействие с родителями
В деле решения вопроса безопасности в семье и детском саду учитывался принцип единства требований.
Я старалась добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.
Этот вопрос решался на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработали план работы по профилактике безопасности.
В рамках работы с родителями и детьми проводились следующие мероприятия:
• лекции и консультации “Шалость детей с огнем”, “Основные причины возникновения пожаров и их предупреждение”, “В здоровом теле – здоровый дух”, “Защита ребенка в правовых документах”;
• просмотр видеофильмов: фрагментов занятий, праздников,
• распространение памяток “Действия при возникновении пожара, порядок вызова пожарной охраны”;
• оформление стендов “ Безопасность вашего малыша”-“Ребенок и дорога”, “Островок безопасности”, “Я с дорогою дружу”, “Выбираем няню”;
• выставки дидактических пособий, игр, поделок, художественной и методической литературы, детских работ “На дороге не зевай!”;
• выставки и презентации совместных художественно-творческих работ: плакаты “Не шути с огнем”, “Учим детей правилам дорожного движения”, “Улица полна неожиданностей”; макеты “Транспорт будущего”, “Здоровый образ жизни”;
• Своевременное информирование родителей о тех или иных мероприятиях по безопасности в группе, ДОУ, городских мероприятиях.
3 этап.
В ходе проделанной работы имеем следующие результаты:
- у детей повысился уровень знаний о домашних предметах, ситуациях которые могут причинить вред жизни или здоровью людей (электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, открытое окно, балкон и др.);
- расширились представления о пожароопасных предметах, причинах пожара.
- сформированы элементарные представления о поведении в рассмотренных чрезвычайных ситуациях;
- у родителей изменилось отношение к данной проблеме, повысился интерес к воспитанию собственных детей.
Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности связан с потребностью общества в социально адаптированной личности. Современная окружающая среда требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Мы не только оберегаем ребенка от опасности, но и готовим его к встрече с возможными трудностями, формируем представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививаем ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.