Получи документы

Формирование навыков безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста

Нина Шувалова
Формирование навыков безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Само понятие «безопасность» подтверждает важность и необходимость проведения работы по формированию безопасного поведения в быту. Ребёнок в силу возраста, отсутствия жизненного опыта может подвергаться различным опасным ситуациям. При этом взрослые, любящие и опекающие своих детей часто повторяют «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Публикация «Формирование навыков безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Итак, актуальность темы обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.

Цель моей работы – формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них.

Задачи:

1. Формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту и способах правильного поведения.

2. Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту.

3. Формировать навыки осторожного обращения с электроприборами.

4. Формировать навыки осторожного обращения с огнем, расширять представления о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем;

5. Обогащать словарный запас и развивать связную речь дошкольников.

Развитие ребёнка происходит в различных образовательных областях. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательная область социально-коммуникативное развитие направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.

Работа строилась в три этапа:

1. Диагностика навыков безопасного поведения детей в быту. Анкетирование родителей.

2. Система работы по формированию навыков безопасного поведения в быту.

3. Выявление навыков безопасного поведения в быту.

Первый этап.

На первом этапе был выявлен уровень сформированности навыков безопасного поведения детей в быту. Мы выяснили, что не все дети имеют полное представление о том, как правильно обращаться с электроприборами, о причинах и последствиях неправильного обращения с огнём.

Анкетирование родителей показало, что многие из них не интересуются данной проблемой, зачастую сами демонстрируют отсутствие культуры поведения в быту и, соответственно, закладывают у детей отрицательные стереотипы поведения.

Второй этап работы

Свою работу я начала с создания условий для ознакомления детей с основами безопасного поведения в быту :

• оборудована предметно-пространственная среда. В соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта реализуются принципы: доступности, безопасности, вариативности, содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности.

Для ознакомления ребенка с основами безопасности я использовала : альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.

Игровое пространство оснащено элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника. Вследствие интеграции с другими образовательными областями, происходит формирование у детей интеллектуального потенциала, формируются такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.

• взаимодействие с ребёнком ориентировано на его личностное развитие, создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, в которой ребенок чувствует себя уверенным, устойчивым к стрессам.

Принципы организации воспитательно-образовательной работы:

• Принцип системности. Работа проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Однако, тематический план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы, поэтому я учитываю реальность событий.

• Принцип интеграции. Работа по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника проводится во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрируется в целостный педагогический процесс.

• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Стараюсь довести до родителей, что в вопросах безопасности ребёнка мы действуем сообща, дополняя друг друга.

Методы ознакомления детей с основами безопасного поведения в быту.

1. Беседа с рассматриванием иллюстраций («Дом – машина для жилья», «Огонь – наш друг», «Как люди овладели огнём», «Как избежать пожара», «Почему окно может быть опасно?», «Таблетки – это не конфетки», «Скорая помощь», «Как вызвать милицию?», «О правилах безопасного поведения возле ёлки»); просмотр презентаций; свободное общение («Какие опасности подстерегают нас в помещении», «В этих предметах спрятан огонь!», «Как подружиться с электричеством», «Использование и хранение опасных предметов», «Поговорим о домашней аптечке», «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»); составление творческих рассказов; совместное изготовление коллажей («Опасные и безопасные предметы», «Пожароопасные предметы», «Наши помощники и враги дома» : отгадывание и заучивание загадок о бытовых предметах, профессиях врача, пожарного, милиционера, заучивание пословиц и поговорок.

2. Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

(игры - тренинги, «Пожарная тревога», «Из группы исчезли все стулья», «Плохо воспитателю – что делать?», «Мы – спасатели», «Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?»)переделывание сказок так, чтобы дети могли сами закончить ее и найти выход из сложившейся ситуации.

имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;

3. Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

4. Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

Игры типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди

5. Чтение художественной литературы. способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний. Гальченко В. «Приключения пожарного», Житков Б. «Помощь идет», «Что я видел»; Маршак С. «Пожар»; «Рассказ о неизвестном герое». «Кошкин дом»; Островский Б. «С огнем не шутят» и других.

6. художественно-творческая деятельность. Дошкольники лепили, рисовали, составляли коллажи о причинах травм, пожаров, о том, как они представляют себе работу спасателей, какие специальные машины помогают людям, если случилась беда и т. д. Была организована выставка детских рисунков «Домашние опасности».

Взаимодействие с родителями

В деле решения вопроса безопасности в семье и детском саду учитывался принцип единства требований.

Я старалась добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Этот вопрос решался на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработали план работы по профилактике безопасности.

В рамках работы с родителями и детьми проводились следующие мероприятия:

• лекции и консультации “Шалость детей с огнем”, “Основные причины возникновения пожаров и их предупреждение”, “В здоровом теле – здоровый дух”, “Защита ребенка в правовых документах”;

просмотр видеофильмов: фрагментов занятий, праздников,

• распространение памяток “Действия при возникновении пожара, порядок вызова пожарной охраны”;

оформление стендов “ Безопасность вашего малыша”-“Ребенок и дорога”, “Островок безопасности”, “Я с дорогою дружу”, “Выбираем няню”;

• выставки дидактических пособий, игр, поделок, художественной и методической литературы, детских работ “На дороге не зевай!”;

выставки и презентации совместных художественно-творческих работ: плакаты “Не шути с огнем”, “Учим детей правилам дорожного движения”, “Улица полна неожиданностей”; макеты “Транспорт будущего”, “Здоровый образ жизни”;

• Своевременное информирование родителей о тех или иных мероприятиях по безопасности в группе, ДОУ, городских мероприятиях.

3 этап.

В ходе проделанной работы имеем следующие результаты:

- у детей повысился уровень знаний о домашних предметах, ситуациях которые могут причинить вред жизни или здоровью людей (электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, открытое окно, балкон и др.);

- расширились представления о пожароопасных предметах, причинах пожара.

- сформированы элементарные представления о поведении в рассмотренных чрезвычайных ситуациях;

- у родителей изменилось отношение к данной проблеме, повысился интерес к воспитанию собственных детей.

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности связан с потребностью общества в социально адаптированной личности. Современная окружающая среда требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Мы не только оберегаем ребенка от опасности, но и готовим его к встрече с возможными трудностями, формируем представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививаем ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения в быту» 1. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности в быту? -да -нет 2. Кто должен готовить детей к возможной встрече.

Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах посредством ознакомления с ПДД (подготовительная группа) «Безопасность детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения» Цель: формирование у детей навыков безопасного.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Социально - коммуникативное развитие в образовательной программе (Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе)[/b].

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге средствами игровой деятельности В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой ДТП.

Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения Тема Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения Актуальность У детей дошкольного возраста.

Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни.

Методическая разработка «Формирование культуры безопасного поведения у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 223» г. Новлкузнецк, ул. Пржевальского,18 тел. 31-03-85.

План самообразования «Формирование культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» Смоленского района, Смоленской области.

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме» Проект Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме». Цель: - Создавать условия для полноценного.

Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование навыков безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 января 2016 в 11:06
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Нина Шувалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД