Марина
Опыт работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и воспитанию навыков поведения на дорогах
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад № 52 «Жемчужинка»
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и воспитанию навыков безопасного поведения на дорогах
Публикация «Опыт работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и воспитанию навыков поведения на дорогах» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Правила поведения в общественном транспорте
- Темочки
Дорога… Это целая жизнь. Как удивительно похожи жизненные и дорожные ситуации! И готовить к ним себя и особенно детей нужно с детства.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогический коллектив МБДОУ особое внимание уделяет обучению детей правилам дорожного движения. Первым учителем, который помогает решать эту проблему -
Воспитатель детского сада.
Целью нашей работы является формирование у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге.
Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
- Внедрение инновационных форм и методов обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах;
- Обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах, контролировать выполнение этих действий;
- Формирование навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
- Развитие у детей и родителей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице
- Взаимодействие с ГИБДД и другими организациями в работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
В работе по обучению детей правилам дорожного движения и предупреждению травматизма мы руководствуемся :
• Законом РФ «Об образовании»;
• Конвенцией о правах ребёнка;
Федеральным законом от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Актуальность работы по обучению детей правилам дорожного движения (ПДД) обоснована федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.
Работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий начинается с младшего возраста, с последовательным усложнением задач, согласно требованиям основной реализуемой в ДОУ программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и регламентируется «Правилами дорожного движения Российской Федерации».
Используемые программы, методические пособия:
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б., «Основы безопасного поведения».;
- Баряева Л. Б., Жевнеров В. Л., Загребаева Е. В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма с дошкольниками ведется систематически, на основе разработанной в детском саду системы планирования, направленной на создание оптимальных условий для формирования и систематизации знаний о правилах дорожного движения у воспитанников путём взаимодействия воспитательно-образовательной работы ДОУ и семьи.
Педагогический коллектив нашего учреждения серьезно и последовательно работает над формированием у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге.
Основой для построения системы работы ПДД являются принципы организации образовательного процесса:
-Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Принцип интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
- Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
- Принцип возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Основываясь на эти принципы, создана система работы, которая включила в себя следующие компоненты:
• Создание предметно-развивающей среды
• Работа с детьми
• Работа с педагогами
• Работа с родителями
Основные формы работы с воспитанниками
по обучению правилам дорожного движения
При обучении детей правилам дорожного движения необходимо использовать разнообразные формы и методы работы. Дошкольников необходимо знакомить с правилами в доступных для них формах. Это настольные и дидактические игры, беседы, просмотр видеофильмов и последующее обсуждение, экскурсии, чтение художественной литературы, проектная деятельность.
Виды деятельности
Продуктивная
Игровая
Познавательно – исследовательская
Коммуникативная
Каждая образовательная деятельность содержит как познавательный, так и занимательный материал. Педагогический коллектив нашего ДОУ при реализации задач использует личностно-ориентированные технологии: темы, ее содержание реализуется исходя из интересов и потребностей детей при непосредственном участии родителей.
При проведении используются:
• словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия,
• наглядные (метод иллюстраций и метод демонстраций,
• исследовательские и практические.
После проведения образовательной деятельности по ПДД, для закрепления материала в ДОУ организуется работа в зоне прак-тической деятельности по ПДД, на площадке.
Традиционными, интересными, поучительными стали встречи воспитанников детского сада с сотрудниками ГИБДД, на которых ребята повторяют правила, участвуют в играх на внимание, используя ситуативный метод, разбирают ошибки в поведении пешеходов.
Работа с педагогами.
Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности, таким образом, чтобы у каждого педагога, сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил дорожного движения.
Для повышения педагогического мастерства воспитателей используются эффективные формы методической работы :
- семинары практикумы,
- нормативно-правовые чтения,
- педсоветы,
- диспуты,
- деловые игры,
- методические посиделки,
- смотр-конкурсы, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми.
Работа с родителями.
Одним из основных направлений в работе по формированию знаний о правилах дорожного движения мы считаем сотрудничество с семьей в вопросах по ПДД.
Формы работы с родителями
• Родительские собрания
• Консультации
• Беседы
• Круглый стол
• Буклеты
• Анкетирование
Работа с родителями строится по следующим направлениям:
• обучение теоретическим знаниям, которая доносится до родителей на родительских собраниях, через родительские уголки;
• практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах, на площадке.
Родители воспитанников являются активными участниками обучения детей правилам дорожного движения. Они играют решающую роль не только в силу своего родительского статуса, но и потому, что их собственное поведение, включая поведение в дорожном движении, является для детей примером для подражания.
Родителям предлагаются памятки по обучению детей безопасному поведению на дорогах, в транспорте. Совместная работа воспитателя и родителей дает определенный результат.
Родители активно помогают в изготовлении атрибутов для игр и мероприятий, так же и сами принимают участия в КВНах, играх, развлечениях и др. мероприятиях.
Предметно-развивающая среда по ПДД в ДОУ
Большое внимание в ДОУ уделяется созданию предметно-развивающей среды. В группах оформлены содержательные, красочные, мобильные уголки ПДД куда вошли:
дидактические, развивающие, настольные игры;
атрибуты для ролевых игр «Шоферы», «АЗС», «Дорога» и т. д. ;
классификационные карты «Дорожные знаки», «Транспорт»;
подборки народного фольклора;
подборки художественной литературы;
альбом «Это интересно…»
альбомы «Транспорт».
подборка иллюстраций по правилам дорожного движения.
книжки-малышки «Интересные истории о …»
комплекты дорожных знаков;
макет улицы с транспортными средствами;
подборка проблемных ситуаций;
подборка «Минуток безопасности»
Оборудование носит развивающий характер, что позволило сформировать у детей в игровой форме представления о ПДД, овладеть различными мыслительными операциями.
Результат
За последние пять лет отсутствуют дорожно-транспортные происшествия с участием детей нашего детского сада
Перспективы и пути развития
•поиск новых социальных партнеров для дальнейшей реализации поставленных целей по ознакомлению детей с правилами дорожного движения
•совершенствование методического обеспечения
•использование современных технологий с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса по повышению культуры поведения дошкольников на дороге
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!