Ольга Попова
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на основе знакомства с ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы состоит в том, что в последние десятилетия проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности детей приобрела чрезвычайную актуальность. В числе этих проблем – безопасность дошкольников на улицах города. Проблема безопасности дорожного движения является одной из достаточно важных городских проблем. Растет население, увеличивается и количество автомобилей. Все это было бы хорошо, если бы не было связано с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на основе знакомства с ПДД» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
Наше дошкольное образовательное учреждение расположено недалеко от перекрёстка перегруженных транспортом. Это улицы Орская и Войченко. Дорога в детский сад для многих детей требует перехода через улицу. Пока наши дети дошкольники, самостоятельно они этого не делают, но когда пойдут в школу, родители не смогут ежедневно отводить и забирать ребёнка, он должен будет без помощи взрослых переходить дорогу. Значит, необходимо научить его правилам безопасного поведения, и сделать это лучше заранее, чтобы к школе уже были сформированы навыки. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, внутри кварталов, где дети играют. Поэтому так важно, чтобы они знали правила и не подвергали свою жизнь опасности. Родители заинтересованы в том, чтобы педагоги дошкольного учреждения систематически и планомерно изучали с детьми правила дорожного движения.
Актуальность связана с тем, что ребёнок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость. Переоценивают собственные возможности, считая себя ловким и быстрым. У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями на улице. И поэтому наша задача уберечь детей от транспортных средств, научить их безопасному поведению на дороге.
Все комплексные программы дошкольного образования включают определенное содержание работы по изучению правил дорожной безопасности. Серьезный шаг в разработке нормативных документов – появление в 1997 году программы и учебно-методического пособия «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной. В ней есть раздел – «Ребенок на улицах города», переиздание было в 2008 году. Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. Программа «Безопасность» - ценный документ для воспитателя, но материал в ней не поделен на возрастные группы, что затрудняет реализацию поставленных задач.
Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге должно основываться на возрастных особенностях дошкольников. Одна из таких особенностей – поэтапное формирование умственных действий. Исходя из этого, освоение опыта правильного поведения на улице должно осуществляться поэтапно.
На I этапе важно заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности.
На 2 этапе необходимо вводить правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявления в жизненных ситуациях, тренировать дошкольников в умении применять эти правила.
На III этапе на основе усвоенных знаний и умений возможно осознанное овладение реальными практическими действиями.
Эффективность работы значительно возрастает, если ознакомление с правилами движения на дороге осуществляется совместно с родителями.
Каждый учебный год работа с детьми в старшей группе по освоению опыта безопасного поведения на дороге осуществлялась в следующем алгоритме: диагностика имеющегося у детей опыта; формирование необходимых знаний приобретение детьми нового опыта поведения на дорогах; оценка результативности работы. В эксперименте участвовало 15 детей. Работа строилась по диагностики из книги С. Н. Черепановой, «Правила дорожного движения дошкольникам», где выявлялся уровень усвоения детьми знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения. А также по методики «Исключи лишнее» позволяющая оценить, кроме сведений о правилах движения, уровень сформированности у ребёнка процессов обобщения, умение выделять существенные признаки объектов. Диагностика проходила по таким показателям как: 1культура поведения; 2 знаки; 3 «Ловушки»; 4сведения о родителях; 5домашний адрес; 6 номера телефонов экстренных служб «01», «02», «03» Для выявления знаний о правилах перехода через улицу использовалась беседа по картинке, на которой мальчик перебегает дорогу на красный сигнал светофора. Детям задавали вопросы: Посмотри внимательно на картинку. Что здесь нарисовано? Правильно ли мальчик переходит дорогу? Что он делает неправильно? Как нужно переходить через дорогу?
Критериями оценки знаний детей стали следующие показатели: объём и полнота знаний о правилах безопасного поведения на дорогах; (на основе программы «Безопасность»); точность и аргументированность суждений о способах безопасного поведения на дорогах. Диагностика проводилась в начале сентября.
Условия обозначения уровней: В – высокий (3 балла, С – средний (2 балла, Н – низкий (1 балл).
По итогам исследовательской работы на начало учебного года были сделаны следующие выводы: с высоким уровнем 21,4 %, со среднем уровнем 62,1%, низких показателей 16.5
Результаты диагностики уровня знаний детей о правилах перехода через улицу: около половины детей показали высокий уровень знаний о том, как и где можно безопасно переходить улицу. При этом очень убедительно доказывали, что действовать надо именно так, а не иначе, называли все возможные способы перехода через дорогу: по «зебре», по сигналу светофора, через подземный. Примерно треть ребят о сигналах светофора знают, но других вариантов перехода через дорогу не называли, а ещё 12 % детей неправильно отвечали на вопросы, не смогли объяснить, в чем ошибся мальчик, нарисованный на картинке. Высокий -48%, Средний--40%,Низкий---12%.
Результаты диагностики «Исключи лишнее» Серия 1
Цель: выявить представления детей о дорожных знаках. Материал: картинки – пешеходный переход, подземный переход, автобусная остановка, автомобиль. 100% детей точно выполнили задание и объяснили: «Лишняя машина. Это всё дорожные знаки. Они стоят на дороге. А машина – не дорожный знак». Значит, знания о том, что такое дорожные знаки, у детей есть, а вот качество этих знаний проверялось в следующих двух сериях этой же методики.
Результаты диагностики «Исключи лишнее» Серия 2.
Цель: выявить представления детей об указательных и запрещающих дорожных знаках. Материал: картинки пешеходный переход, подземный переход, автобусная остановка, движение на велосипеде запрещено. Дети правильно утверждали, что лишний запрещающий знак «движение на велосипеде запрещено», но объяснить это смогли только 25%, 65% детей отвечали, ориентируясь на форму знака или его цвет, не называя, что это запрещающий знак. Еще 10% детей и не пытались объяснить.
Результаты диагностики «Исключи лишнее» Серия 3.
Цель: выявить представления детей о предупреждающих и запрещающих дорожных знаках. Материал: картинки – внимание дети, железнодорожный переезд, пешеходный переход, пешеходное движение запрещено.
Выбирают правильно, знают и объясняют15%, Выбирают правильно, но не могут точно объяснить-60%, Выбирают правильно, но даже не пытаются объяснить-25%
Задание третьей серии оказалось самым сложным для детей. Только некоторые из них смогли объяснить: «Человек в кружочке запрещает идти, а все остальные это – «внимание!». Большинство детей выбрали правильно запрещающий знак, но не смогли объяснить, что он означает, ориентировались только на форму. Были дети, которые неправильно выбрали знак – 25 % .
Степень воздействия семьи на формирование у ребенка опыта безопасного поведения на дороге изучалась при помощи анкетирования. Родителям было задано 10 вопросов. Из полученных ответов видно, что все папы и мамы осознают необходимость специального ознакомление детей с правилами дорожного движения. 80% обучают этим правилам своих детей, остальные 20% полагаются на воспитателей детского сада. 75% утверждают, что всегда сами соблюдают правила дорожного движения, особенно, когда идут с ребенком вместе. Все родители убеждены, что совместная работа ДОУ и семьи является необходимым условием для овладения ребенком опыта безопасного поведения на дороге. Подводя итоги диагностического этапа исследования, следует сказать, что работа, проведенная в младшей и средней группах, дала определенный результат. Подавляющее число детей старшей группы в начале года имеют необходимые знания о правилах перехода через улицу и некоторые сведения о дорожных знаках. Родители понимают значимость взаимодействия с педагогами в работе по освоению детьми правил дорожного движения.
Учитывая актуальный уровень развития детей шестого года жизни в области освоения опыта поведения на улицах города, мы составили перспективный план на год, чтобы расширить, обогатить и уточнить их знания и умения. Реализуем план через систему разнообразных методов. Это наблюдение, упражнения, чтение специальной детской литературы. Беседы, рассматривание, дидактические игры, ситуационно- имитационное моделирование (процесс конструирования). Знания закреплялись в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах.
Проведя описанную работу, мы к концу учебного года повторили диагностику знаний детей по правилам дорожного движения. По итогам исследовательской работы на конец учебного года были сделаны следующие выводы: с высоким уровнем – 73,3%, со среднем уровнем – 26,7%, низких показателей нет. Сравнительный анализ показал более высокий результат на конец года. По итогам исследовательской работы были сделаны выводы: дети получили большой объём знаний о правилах дорожного движения; сформировано осознанно правильное поведение на улице, но не всегда могут применять на практике.
Чтобы работа была более успешной в будущем, мы планируем организовать кружок, чаще приглашать инспектора ГАИ, совместно работать с родителями.
Учитывая актуальный уровень развития детей шестого года жизни в области освоения опыта поведения на улицах города, мы составили перспективный план на год, чтобы расширить, обогатить и уточнить их знания и умения.
Реализуем план через систему разнообразных методов можно помочь ребёнку осознать, почему на данном участке улицы или в транспорте нужно вести себя так, а не иначе, что обозначает каждый из дорожных знаков. Кроме того, объяснительно – иллюстративные методы позволяют сформировать умения и навыки поведения на дороге путём действий по предложенному образцу. На этом этапе особенно важно взаимодействие с родителями, ведь они значительно больше (по сравнению с воспитателями) бывают со своими детьми участниками дорожного движения. Через групповую газету, собрания – студии, совместные с детьми и родителями развлечения мы стараемся убедить пап и мам, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разные требования, предъявленные детям в ДОУ и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.
Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень важно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснять детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако, безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
Нынешним детям предстоит жить при несравненно большой агрессивности автомобильного движения, а поэтому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность. Правила дорожного движения являются первым неотъемлемым от повседневной жизни и наиболее важным правовым актом, с которым человек постоянно и бесконечно часто сталкивается с момента начала и на всем протяжении жизни. Соблюдение правил дорожного движения является основополагающим элементом формирования сознания ребенка как пешехода, а в дальнейшем взрослого –водителя, законопослушного гражданина (врача, инспектора ГИБДД, чиновника и так далее).
Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо ещё до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.
Первыми учителями, которые могут помочь обществу уберечь детей от транспортных средств, научить их безопасному поведению на дороге должны быть родители и воспитатели.
Именно в дошкольном возрасте дети должны получить сведения о правилах дорожного движения. Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасного поведения детей на дороге является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, эта работа должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.
Всё, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.