Наталья Салтанова
Программа «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников с экологическими объектами». Пояснительная записка
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников с экологическими объектами
Пояснительная записка
Публикация «Программа „Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников с экологическими объектами“, Пояснительная записка» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с экологическими объектами открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с ними обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.
Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке поведения в природе.
Цель – развитие у дошкольников ответственного отношения к экологическим объектам и формирование у них опыта безопасного поведения в природе.
Задачи:
1. Научить воспитанников умению видеть экологические объекты в природе;
2. Раскрыть систему знаний об опасностях неправильного поведения в природе, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
3. Привить воспитанникам навыки защиты и помощи экологическим объектам;
4. Находить новые агитационные формы пропаганды правил экологической безопасности;
5. Сплотить детский коллектив через экскурсии, совместное творчество, игровую и трудовую деятельность.
Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.
Разнообразие экологических объектов природы позволяет организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами экологических объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.
Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята играют в разные игры, рассматривают иллюстрации, составляют рассказы по картине о природе, о животных, делают поделки из природного материала, занимаются аппликацией, рисованием. На прогулке наблюдают за насекомыми, домашними животными, растениями, бережно относятся, соблюдая правила поведения с ними. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.
Система мероприятий по формированию навыков безопасного поведения включает знания об экологических объектах и явлениях (их признаках, свойствах, а также связях и отношениях между ними.
Система мероприятий складывается на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает и охватывает следующий круг:
• связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;
• многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
• человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность природы.
Ознакомление с конкретными примерами экологических объектов позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.
Система мероприятий по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников с экологическими объектами включает :
• сюжетно-ролевую игру, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
• практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе, а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);
• создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
• общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных);
• экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
• речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);
• наблюдение - самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;
• просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
Таким образом, система мероприятий по ознакомлению детей с экологическими объектами решает целый комплекс воспитательно-образовательных задач.
Значительное место занимают занятия, направленные на первичное ознакомление с экологическими объектами, пониманию их места в природе. На последующих занятиях дети знакомятся с экологическими знаками, правилами рационального поведения в природе, пути ликвидации последствий экологически безграмотного поведения в природе.