Наталья Балашова
Творческий отчет «Формирование навыков безопасного поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Помните время, когда Вы играли в «догонялки» на улице после наступления темноты, те дни, когда родители не задумываясь, отпускали Вас поиграть во двор? Будучи детьми, Вы чувствовали себя надежно связанными с общиной и соседями, мы запросто бежали через соседний двор, и принимали печенье от первых встречных. Мы были в безопасности потому, что каждый сосед присматривал за детьми своих соседей. Нам и приснится, не могло, что нашим детям не доступны будут даже простейшие радости, что они будут взрослеть в стране измученной преступностью.
Публикация «Творческий отчет „Формирование навыков безопасного поведения“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Каждый день мы слышим сообщения о вспышках насилия на улицах. Учителя, воспитатели и блюстители закона сталкиваются с пугающей в истории нашей страны подростковой преступностью. Участились случаи похищения детей с целью выкупа и изнасилований; участились случаи травм детей в быту и на природе, а сколько детей погибает в ДТП?
Сегодня мы, современные взрослые и родители, не можем позволить себе рисковать так, как рисковали наши родители. Мы должны рассказать нашим детям о мире, в котором они живут честно, осторожно и с сочувствием. Как мы можем научить наших малышей безопасности, не передавая им собственных опасений? Как показать нашу заботу, не поделившись при этом своими тревогами?
Узнав такую тревожную статистику, я решила всерьез заняться этим вопросом и применить все свои знания в работе с детьми.
Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, и поэтому перед собой я поставила цель: вооружить детей знаниями о правилах поведения в чрезвычайной ситуации, стимулировать развитие у детей самостоятельности и ответственности.
Задачи:
- учить детей заботиться о своем здоровье;
- учить соблюдать правила пожарной безопасности;
- учить правилам безопасного поведения в быту и на улице;
- учить правилам общения с чужими людьми;
- учить соблюдать правила поведения в природе.
За основу своей работы я взяла основную образовательную программу «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова) и программу
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н. Андреева, О. Князева, Р. Стеркина).
Работу с детьми я построила по основным направлениям, которые включают следующие разделы:
• Ребенок и другие люди.
• Ребенок и природа.
• Ребенок дома.
• Здоровье ребенка.
• Ребенок на улицах города.
При моделировании работы с детьми внутри каждой темы, я самостоятельно определяю содержание, форму и последовательность изложения материала, место данной работы в образовательном процессе с учетом условий нашего дошкольного учреждения, возрастных особенностей детей, собственных возможностей и способностей. При этом использую следующие формы работы : непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность, экскурсии, беседы, исследовательскую деятельность, чтение художественной и познавательной литературы, оформление предметно-пространственной среды, информационно компьютерные технологии. Совместно с руководителем физического развития, музыкальным руководителем и медицинской сестрой проводим: физкультурные развлечения, праздники, дни здоровья, туристические слеты, в ходе которых закрепляются знания детей по основам безопасности детей дошкольного возраста. При раскрытии каждой задачи придерживаюсь следующей последовательности:
• Ознакомительная информация в виде бесед, рассматривания иллюстраций, таблиц, чтение познавательной и художественной литературы.
• Углубленное изучение материала.
• Обобщение знаний, умений, навыков.
Основные направления программы:
Ребенок и другие люди.
• Ребенок и другие люди.
Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность, прежде всего представляют прежде всего мужчины (дядя с бородой, а молодые хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред. На основании этого провожу с детьми беседы о несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Для лучшего усвоения этого материала использую примеры из знакомых сказок и литературных произведений, например: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»(злая мачеха переодетая доброй старушкой, вывод, что у чужих брать ничего нельзя) А. С. Пушкина, «Золушка» Ш. Перро (добрая девочка, хотя и одета в лохмотья, «Аленький цветочек» Аксакова (заколдованный добрый принц, «Колобок». Во время бесед с детьми довожу до детей, что общение с чужими людьми может обернуться трагедией и учу детей элементарным правилам защиты (позвать на помощь взрослых, рассказать о случившемся родителям, громко кричать привлекая к себе внимание).
Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми использую специально подготовленные ситуации с хорошим концом. Постоянным нашим гостем стал мальчик Стобед, с которым постоянно происходят неприятные ситуации.
Очень часто малышей подбивают на плохие поступки старшие товарищи, подростки. Детям объясняю, что они должны уметь сказать «Нет» другим детям или подросткам, которые могут втянуть их в опасные ситуации (пойти на стройку, разжечь костер, попробовать лекарственные препараты и др.).
Опасности могут подстерегать детей не только на улице, но и дома. Поэтому объясняю, что дети дошкольного возраста должны находиться под пристальным вниманием взрослых.
В младших группах, во время бесед с детьми, использую сказку «Волк и семеро козлят», на основе которой даю детям понять, что дверь в квартиру можно открывать только родителям, даже если голос у пришедшего человека ласковый и добрый. В старших группах учу детей пользоваться телефоном и знакомлю с номерами экстренных служб и заучиваем домашний адрес детей.
2. Ребенок и природа.
Работая по этому разделу, главной своей задачей считаю, дать понятие детям, что Земля – наш общий дом, а человек – часть природы.
Во время путешествий с капелькой, рассказываю детям о значении воды в нашей жизни (нужна для приготовления пищи, поливать цветы, умываться и др.). в старших группах знакомлю детей с круговоротом воды в природе, также в старших группах выстраиваю цепь взаимосвязи между природными объектами (вода- лес- животные, растения – человек). В этом мне тоже помогают произведения художественной литературы: Б. Заходер
«Все на свете нужны друг другу», научные книги, энциклопедии, дидактические игры.
В последнее время большое внимание уделяется охране окружающей среды. Во время бесед с детьми рассказываю детям о том, что человек считает себя хозяином Земли (многие годы человек использовал природные ресурсы и истребил множество лесов и животных и ухудшил этим экологическую обстановку в целом). Во время прогулок объясняю детям, что нельзя ломать деревья, разорять гнезда птиц, бросать мусор и привлекаю детей к уборке мусора на территории детского сада и организовываю экологические десанты, производим посадку деревьев, кустарников, цветов.
Знакомлю детей с животными, растениями, птицами - занесенными в «Красную книгу».
Рассматривая ухудшение экологической обстановки, напоминаю детям, что это очень плохо сказывается на здоровье самого человека (нельзя пить не кипяченую воду, мыть руки перед едой и по приходу с улицы, мыть овощи и фрукты). Опять на помощь приходят сказки, например «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»(нельзя пить грязную воду, и исследовательская деятельность (опыты с водой, микроскопом).
Во время общения с детьми, знакомлю их с правилами поведения в природе (заблудился в лесу, гроза, пожар, ядовитые грибы и растения, насекомые). Объясняю детям правила поведения в этих ситуациях, используя при этом стихи, загадки, рассказы, рассматривание иллюстраций, картинок, словесные и дидактические игры.
С приходом летнего периода обращаю внимание детей на опасность, которая может произойти во время купания на водоемах, и рассказываю о правилах поведения на них и с оказанием первой помощи в этих случаях.
Зимой, вода превращается в лед. А правила поведения на воде превращаются в правила поведения на льду. Разбирая эти опасности, провожу занятия «Правила поведения детей в зимний период», «Гроза»,
«Лекарственные и ядовитые растения», «Насекомые», «Кошки и собаки наши друзья» и др.
3. Ребенок дома
Опасность может подстерегать ребенка и дома – острые и колющие предметы, электроприборы, лекарственные средства, бытовая химия, пожар, открытые окна и балконы. Знакомлю детей с правилами поведения в быту. В этом мне помогают произведения художественной литературы: С. Михалков «Дядя степа», К. Чуковский «Путаница», А. Толстой «Пожарные собаки» и др. Словесные игры «Это я, это я, это все мои друзья», «Если возник пожар», пословицы, поговорки, загадки и др. Для закрепления материала провожу развлечения, досуги, например – «Пожарная безопасность».
4. Здоровье ребенка Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным. Плохое самочувствие, болезни – являются причинами неуспеваемости, неважного настроения. Эти задачи я решаю вместе с детьми при работе по разделу «Здоровье ребенка». В доступной форме, используя наглядный материал, иллюстрации, презентации: «Микробы», знакомлю детей со строением организма, о его анатомии и физиологии. Для более глубокого изучения использую альбомы, макеты строения тела человека, также регулярно провожу, совместно с инструктором по физическому развитию, инструктором по плаванию, медицинской сестрой, утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры, плавание в бассейне, физкультминутки, подвижные игры, развлечения, досуги. Мною был осуществлен проект «Счастлив тот, кто здоров». Итоговым мероприятием, которого стало развлечение «Сказочные веселые старты»
Говоря о здоровье, рассказываю, что нужно заботиться не только о своем здоровье, но и здоровье окружающих (закрывать нос во время чихания, избегать контакта с больными людьми). Рассказываю о важности прививок и использовании витаминов, полезных и вредных продуктах питания вместе с детьми готовим салаты, винегреты, лечные чаи. Говоря о здоровье, знакомлю детей с работой врачей – организовывая при этом экскурсии в медицинский кабинет, сюжетно-ролевые игры: «Больница»,
«Глазной кабинет», «Ухо, горло, нос», дидактические игры: «Кому, что нужно для работы?» и др.
Знакомлю детей с оказанием первой помощи при травмах. Для этих целей изготовила альбом «Оказание первой помощи».
5. Ребенок на улицах города
Дети являются самой уязвимой категорией участников дорожного движения. Минимально защитить детей от возможной беды - обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице, я начинаю проводить уже с младшей группы. Перед собой я ставлю следующие задачи: обучать детей дорожной лексике и включать их в самостоятельную, творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий, изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах; формировать у детей навыки и устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице. При решении этих задач, я провожу с детьми, начиная уже с младшего возраста, экскурсии к проезжей части
, во время которых знакомлю детей с тротуаром, проезжей частью, пешеходным переходом, учу различать дорожные знаки, и др.). Так как многие старшие дошкольники уже управляют велосипедом, знакомлю их с правилами езды на велосипеде, рассматриваем различные ситуации из жизни, на помощь нам опять приходит мальчик Стобед.
Так же знакомлю детей с работой работников Д П С и работой регулировщика. Во время этих знакомств рассматриваем с детьми иллюстрации, провожу экскурсии, организовываю встречи с работниками ДПС (приложение № 22) чтение художественной литературы: «Дядя Степа» С. Михалкова, загадываем загадки, читаем и заучиваем стихи, организовываю сюжетно ролевые игры: «На дороге». Провожу развлечения: «Путешествие в страну Лукоморье», «Безопасность движения», «Приключения зайчишки» и др. В группе, мною, создан макет проезжей части, альбомы, оформлен уголок безопасности.
Все мы пользуемся общественным транспортом, но не все знаем правила поведения в нем. Начиная уже с младшего возраста знакомлю детей с правилами поведения в общественном транспорте (нельзя кричать и мешать водителю, ходить по салону во время движения, уступать место пожилым людям и др.). вместе с детьми разыгрываем различные ситуации, например, «Как бы ты поступил, если бы …».
Частыми гостями в нашем детском саду стали артисты Кинешемского детского театра, которые показывают нам спектакли о правилах дорожного движения, на эти представления мы ходим с большим удовольствием. После просмотра провожу с детьми беседу по содержанию спектакля. (приложение № 25)
По всем направлениям программы, я составила перспективное планирование по всем возрастным группам. Для определения знаний детей, мною разработаны вопросы для тестирования по темам и возрастным группам.
Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению может быть эффективным при условии, если эта работа проводится совместно с родителями. Родители для детей, всегда являются авторитетом для подражания. Чтобы предостеречь детей от опасности, взрослые должны научить их быть внимательными, не нарушать правила безопасного поведения, а главное – не нарушать их самим. На родительских собраниях, или в часы, когда родители приходят вечером за детьми, рассказываю им о мероприятиях, по безопасному поведению, которые проводились с детьми в группе в течении дня или какого-то определенного периода. В приемной моей группы оформила стенд безопасности. Там я размещаю информацию для родителей по всем разделам программы по безопасному поведению, это – «О несовпадении приятной наружности и добрых намерений», «Ядовитые растения», «Правила оказания первой помощи при травмах», «Если ребенок не пришел домой» и многие др. Провожу родительские собрания- диспуты, приглашая на эти мероприятия представителей ГИБДД, где они рассказывают о правилах поведения на дорогах и призывают родителей быть положительным примером для своих детей. Привлекаю родителей к проведению тематических выставок рисунков, на темы: «Улицы нашего города», «Рисуем транспорт». Предлагаю вместе с детьми сочинить сказки о микробах, о том, как мы ехали в автобусе, о правилах дорожного движения (приложение № 30) и др. Большую помощь родители оказывают в оформлении предметно пространственной среды по безопасности : приносят интересные книги, изготавливают пособия для дидактических и сюжетно- ролевых игр.
Работа в данном направлении проводилась мною в течение трех лет. Для отслеживания результатов работы я провела анализ усвоения детьми материала.
Результаты первичного обследования. Анализ усвоения материала
Сравнительный анализ результатов первичного обследования и анализа усвоения материала детьми позволяет сделать вывод, что проводимая мной работа способствует расширению и углублению знаний детей по основам безопасного поведения, привлекает внимание детей, и их родителей к вопросам безопасности в окружающем мире.
Я считаю, что проводимая мной работа, очень нужна и полезна для детей и родителей.
Список используемой литературы.
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Научные редакторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.
2. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста.»
Авторы: Авдеева Н. Князева О.
3. Безопасность вашего ребенка Пола Статмэн. «Дельта» Санкт – Петербург, 1996
4. Интернет-ресурсы