Ирина Бесчетникова
Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге путём использования продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
В России ежегодно гибнут в дорожно-транспортных происшествиях около 2000 детей, более 20000 получают травмы. В Белгородской области каждое десятое дорожно-транспортное происшествие совершается с участием детей.
В прошлом году в регионе с участием детей произошло 112 аварий, 33 из них – по вине самих несовершеннолетних участников дорожного движения. 10 погибли, а 112 получили ранения.
Публикация «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге путём использования продуктивной деятельности» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
В 2013 году на дорогах области произошло 109 подобных аварий, в которых погибло восемь детей.
Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений. В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности. Все мы учим правила дорожного движения в «расшифрованном», т. е. идеальном виде. Но в жизни нередко видим совсем другое.
Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Для лучшего усвоения правил дорожного движения мы с детьми рисуем, делаем аппликации, украшаем предметы на тему ПДД. Не отказывают нам в помощи и родители, активно принимают участие в работе группы по формированию основ правил дорожного движения.
В процессе индивидуальной работы мы составляем безопасный маршрут из дома до детского сада, который закрепляем в рисунке.
Большое внимание уделяем наличию у детей светоотражающих элементов. В связи с этим мы разработали занятие, на котором познакомили детей со световозвращающими элементами и научили изготавливать их самих.
Активно используем в своей работе ИКТ : делаем презентации по безопасности дорожного движения, смотрим мастер – классы по изготовлению фликеров. Используя интернет смотрим и обсуждаем разные дорожные ситуации.
Ведущая педагогическая идея данной работы заключается в гармоничном соединении различных творческих идей с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Проблема заключается в том, что у детей познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Важно как можно раньше пробудить развить и повысить стремление к получению практических навыков пешеходного безопасного движения.
Дошкольники получают достаточно теоретических знаний, но применить их на практике затрудняются.
Актуальность темы заключается в том, что с раннего дошкольного возраста надо прививать навыки безопасного поведения на дороге. Воспитывать культуру поведения на улице и стремление к знаниям. Развивать познавательную активность, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге.
Для достижения цели были определены задачи, которые вы можете увидеть на слайде.
- Создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;
- Развитие у детей умений ориентироваться в различной дорожной обстановке;
- Формирование у дошкольников привычки правильно вести себя на дороге.
Участники:
• Дети подготовительной группы № 9
• Педагоги – воспитатели МБДОУ группы № 9
• Музыкальный руководитель
• Родители воспитанников
• Старший воспитатель МБДОУ № 65 «Колосок»
• Заведующий МБДОУ № 65 «Колосок»
Для наилучшего усвоения материала и активизации детской деятельности, в своей работе мы использовалиследующие технологии :
Методы и технологии, применяемые с детьми:
• Информационно-коммуникационные технологии
• Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
• Технология игрового обучения.
• Метод наблюдения и беседы.
Методы активизации родителей и педагогов:
• Обсуждение разных точек зрения.
• Решение проблемных задач семейного воспитания.
• Ролевое проигрывание ситуаций.
• Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.
• Обращение к опыту родителей.
Новизна нашего опыта состоит в разработке системы использования творческого подхода в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
В основу нашей работы легли следующие принципы:
• Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, видеть в ребенке полноценного партнера.
• Принцип дифференциации, то есть создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правилах дорожного движения.
• Принцип интеграции, реализуемый в совместной деятельности педагога с ребенком, во взаимодействии с семьей.
• Принцип этапности, то есть построение работы от простого к сложному.
• Принцип доступности, подразумевающий подачу материала в понятной форме, с учетом возрастных возможностей детей.
• Принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему образовательной деятельности с различными формами работы, объединенных общей целью.
Предполагаемый результат:
Воспитание грамотного пешехода. Формирование умений ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, искать пути решения выхода из них. Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Снижение процента ДДТТ (детского дорожно-транспортного травматизма) с участием детей. Гуманизация связи семьи с сотрудниками МБДОУ, осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
Аксиологичность: (ценностная ориентация) : Формирование у детей мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом (безопасном) образе жизни, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.
Многоаспектность: Сочетание различных направлений целевой профилактической работы по обучению детей правилам дорожного движения и просвещению родителей по предупреждению ДДТТ.
Последовательность (этапность) : Принцип поэтапности предусматривает разделение целей и задач на общие стратегические и поэтапные, которые не могут быть реализованы одномоментно.
Содержание работы включает в себя три этапа: Подготовительный (изучение нормативно-правовой базы, анкетирование родителей по проблеме, диагностика умений детей по ПДД, (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге, разработка и накопление методических материалов, рекомендации, (консультации) по проблеме, разработка перспективного плана работы по ПДД).
Основной (Создание картотеки игр и индивидуальных заданий по ПДД, занятия, конкурсы, досуги, развлечения, экскурсии, родительские собрания, круглый стол, фотоссесии, целевые прогулки, изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм, чтение художественной литературы, изготовление листовок, памяток для родителей, рассматривание агитплакатов, изготовлении стенгазет).
Заключительный (диагностика, подведение результатов работы).
Преемственность:
Суть преемственности в работе с детьми:
каждая предыдущая ступень готовит ребёнка к изучению на последующей ступени
каждая последующая ступень продолжает предыдущую
родители выступают активными участниками педагогического процесса.
Для этой цели силами воспитателей и родителей группы были приобретены и сделаны дидактические игры по ПДД, дорожные знаки для настольно – печатных игр, подобраны коллекции дорожных знаков, сделаны макет, план перекрестка. В группе есть карты города Старого Оскола.
В процессе индивидуальной работы мы составляем безопасный маршрут из дома до детского сада, который закрепляем в рисунке.
Большое внимание уделяем наличию у детей светоотражающих элементов. В связи с этим мы разработали занятие, на котором познакомили детей со световозвращающими элементами и научили изготавливать их самих.
Активно используем в своей работе ИКТ : делаем презентации по безопасности дорожного движения, смотрим мастер – классы по изготовлению фликеров. Используя интернет смотрим и обсуждаем разные дорожные ситуации.
Очень нравится детям играть в подвижные, сюжетно-ролевые игры, которые помогают формировать у детей знания о правилах дорожного движения, способствуют развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Добиваясь успеха с детьми в освоении правил дорожного движения, осуществляли связь между всеми разделами программы.
На занятиях по ПДД использовали беседы, проводили чтение художественной литературы и инсценировки литературных произведений, заучивание стихотворений, загадывание загадок, рассказы; рассматривание и обсуждение иллюстраций, картинок.
На занятиях по ФЭМП дети учатся определять левую и правую сторону дороги, моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
В нашем саду ежегодно проводится конкурс рисунков по правилам дорожного движения, где дети нашей группы занимают призовые места.
К Новогоднему утреннику группа была оформлена в стиле ПДД, а елочные игрушки мы с детьми украсили сами с помощью рисунков по дорожному движению.
Нами разработана программа кружка по правилам дорожного движения «Азбука пешехода».
Приобретёнными знаниями наши воспитанники делятся с дошкольниками младшего возраста. Было так, чтобы обучить детей поведению на улице с учётом их психологических и физиологических особенностей. На мероприятие были приглашены родители, дети старших и младших групп. Главный герой Светофор вручил юным пешеходам новенькие светоотражающие браслеты - приятный, изящный и полезный подарок!
Мы постоянно пропагандируем работу по ознакомлению с правилами дорожного движения в семье. В уголке для родителей обновляется материал. Проводим индивидуальные беседы с родителями. Проводим совместные развлечения, родительские собрания, круглый стол – родители обсуждают проблемные ситуации, совместно находим пути их решения.
В книжный уголок родители помогли подобрать необходимый литературный материал по дорожному движению. Родители вместе с детьми приняли активное участие в развлечениях, конкурсах по ПДД. Родителями были изготовлены стенгазеты, листовки для водителей. Всё это заставляет родителей серьезно взглянуть на приобретение их детьми прочных знаний и навыков поведения на улице.
При непосредственном участии заведующей МБДОУ № 65 Хлебниковой И. В. и старшего воспитателя Сальковой О. А. проводилась театральная деятельность с приглашением артистов г. Старого Оскола и г. Воронежа. Дети посмотрели спектакли «Дядя Стёпа – постовой», «Смешарики – за безопасность на Земле». А затем мы провели с детьми беседу по содержанию этих спектаклей.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Работая вместе, мы убедились, что такая система работы дает, несомненно, положительные результаты. Результатом проделанной работы считаем следующее:
У детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения.
Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
Результаты диагностики следующие: на высоком уровне знания по правилам дорожного движения сформированы у 89% детей, на среднем уровне у 11%. ( результаты предварительной диагностики: на высоком уровне у 13%, на среднем уровне у 78%, низкий уровень у 9%)
Работа, проведённая с детьми по обучению правилам дорожного движения, получила высокую оценку у родителей.
Фликеры - это световозвращающие элементы, которые отражаются в свете фар автомобиля и позволяют водителю увидеть пешехода (велосипедиста) в темное время суток. В дословном переводе с английского языка означает "мерцание, колеблющийся свет, вспышка". Фликер состоит из специального световозвращающего материала, нанесенного на текстильную и пластиковую поверхность. Световой поток возвращается к его источнику при помощи микропризм, из которых состоит фликер.
Светоотражатель обеспечивает видимость объекта более чем за 150м. Поэтому наша с Вами задача - защитить жизнь детей на дороге, используя СВ – отражатель, или фликер. Фликеры уже поступили в продажу. Но их можно изготовить своими руками из световозвращающей ткани и дополнительных декоративных элементов.
Следующим этапом в нашем процессе работы будет - ваша самостоятельная деятельность.
Уважаемые коллеги, мы кратко познакомим Вас с особенностью световозвращающих материалов.
Сейчас мы с Вами сделаем своими руками фликер, который может украсить шапочку, футболку, свитер или кофту, рукав куртки или повязку. Наш фликер представляет собой аппликацию из световозвращающей ткани и декоративных дополнений.
Рефлексия. Перед началом нашего выступления всем был роздан оценочный материал. Попрошу Вас оценить проведение нашего мастер – класса (объяснение рефлексии).
У Вас на столах имеются красные и зеленые круги.
Если наши формы работы Вам интересны и понятны, поднимите зеленый круг. Если Вам не интересно и не понятно — поднимите красный круг.
Благодарим за сотрудничество! Всем творческих успехов!