Елена Владимировна Иваненко
Опыт работы по применению здоровьесберегающих технологий в процессе НОД музыкального руководителя с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровый ребёнок - это радость, счастье, благополучие не только для семьи, но и для всего общества. Забота о здоровье детей - это особая задача всех взрослых: родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения, в том числе, и музыкальных руководителей. При этом, внимание уделяется не только охране жизни и укреплению физического здоровья детей, но и созданию условий для поддержания их психического и социального благополучия. Для формирования потребности у воспитанников в здоровом образе жизни привычные виды музыкальной деятелности, развивающие творческие способности и музыкальность детей, я стараюсь разнообра-зить с пользой для их здоровья, применяя ряд здоровьесберегающих технологий в воспитательно - образовательном процессе с учётом состояния соматического здоро-вья детей:
Публикация «Опыт работы по применению здоровьесберегающих технологий в процессе НОД музыкального руководителя с дошкольниками» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- упражнения дыхательной и звуковой гимнастики (вокалотерапию,
- артикуляционную гимнастику;
- валеологические распевки;
- игровой массаж;
- гимнастику для глаз;
- речевые игры с жестами;
- физкультминутки, двигательные разминки;
- пальчиковые игры;
- музыкотерапию (танцетерапию, релаксацию) ;
- упражнения для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки.
Данные технологии имеют особое значение для подрастающего организма:
- оздоровительное: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правиль-ному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умствен-ной и физической работоспособности;
- развивающее: развитие движений, формирование двигательных навыков и физичес-ких качеств (ловкости, быстроты, выносливости,формирование правильной осанки;
- образовательное: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения;
- воспитательное: воспитание положительных черт характера (смелости, решитель-ности, настойчивости, нравственных качеств (доброжелательности, взаимопомощи, волевых качеств (силы воли, умения побеждать и проигрывать, формирование привычки к здоровому образу жизни, желание заниматься физическими упражнениями (в том числе,не ради достижения успеха, а для собственного здоровья).
Здоровьесберегающие технологии я применяю в моменты физической усталости детей, чтобы взбодрить их и настроить на творческую работу, или, чтобы привести в норму психофизическое состояние воспитанников, после активных действий.
Кроме того, здоровьесберегающие технологии, которые включаю в образовательный процесс,способствуют развитию важных жизненных систем и процессов организма каждого ребёнка. Остановлюсь на некоторых из них:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Валеологические распевки способствуют развитию голосового аппарата воспитанников. Применяю их с учётом правил охраны детского голоса. С помощью распевок подготовливаю голосовые связки детей к пению.
- Артикуляционную гимнастику применяю при работе над дикцией (перед исполнением песен). Специальные упражнения способствуют развитию речевого аппарата воспитанников, улучшают качество речи, укрепляют мышцы языка, щек, губ, развивают внимание,координацию мышц лица, способствуют развитию мимики.
- Дыхательную гимнастику применяю для укрепления дыхательного аппарата, приучаю детей дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболе-ваний, тренирую дыхательные мышцы воспитанников (тренировка силы вдоха и выдоха) ,что улучшает вентиляцию детских легких, повышает насыщение крови кислородом и способствует восстановлению дыхательного ритма, расслаблению мышц тела после интенсивных ритмических движений.
Особое внимание уделяю вокалотерапии - технологии, которая направлена на укрепление всех систем организма с помощью звуковых вибраций голоса. В нашем теле любой орган имеет свою вибрацию, свое звучание. Когда ребёнок поет,во внутренних органах возникает вибрация, которая массирует тот или иной орган тела, восстанавливая кровообращение и устраняя застой в больном органе: гортани, щитовидной железе, бронхах, легких, в сердце или печени, оказывая лечебное воздействие не только на этот орган, но и на весь организм.
Например, звук "А", со слов учёных, воздействует на область сердца, снимает спаз-мы и способствует очищению печени.
Активно применяю пальчиковую гимнастику ,так как её упражнения помогают развивать мозг каждого ребёнка, стимулируют развитие речи, творческих способностей, детской фантазии. Простые движения помогают убрать не только напряжение маленьких рук, но и ослабить мышцы всего детского тела. Для того чтобы параллельно развивалась речь детей, использую небольшие стишки, считалки, песенки. Занимаясь пальчиковой гимнастикой, каждый ребёнок разовьёт свою внимательность и сосредоточенность, научиться концентрировать внимание и правильно распределять его. Овладев динамикой жестов, дети становятся более раскованными и коммуникабельными.
-Гимнастику для глаз провожу в течение 3-5 минут после интенсивной зрительной нагрузки (при работе с мультимедийным экраном). Дети учатся вращать глазами вправо - влево, вверх - вниз, не поворачивая голову в сторону.
-Речевыми играми с жестами , в основе которых лежит детский фольклор, развиваю не только речь и её эмоциональную выразительность, но и пластику, координацию движений,развитие получают и музыкально - театральные способности детей.
-Физкультминутки и динамические паузы применяю с целью предупреждения утомления в ходе НОД, для поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, при этом, формирую навыки координации движений, правильной осанки, гибкости и ловкости.
- Самомассаж благоприятно влияет на эмоциональное состояние детей, снижает заболеваемость и обогащает опыт детей упражнениями,выполняемыми ими самостоятельно для снятия утомления и напряжения. Движения самомассажа совершаются в игровой форме в течение 5 минут. Весёлые стихи, яркие образы и возмож-ность использования в различной обстановке, делает его доступным и интересным для всех детей. Одновременно самомассаж помогает мне не только разнообразить НОД,но и "переключить" ребят с одного вида деятельности на другой.
-Танцетерапия улучшает такие качества, как равновесие, координацию и чувство ритма, помогает улучшить коммуникативные способности детей, способствует умень-шению эмоционального и мышечного напряжения и формирует знание бережного, уважительного отношения к своему телу, развивает способность импровизировать.
Ни одно из мероприятий не обходится без танцев: парных, групповых, общих. Дети с удовольствием исполняют их, эмоционально реагируя на характер музыкального сопровождения,выражая с помощью движений свои чувства.
- Релаксацию применяю для расслабления мышц организма под музыку спокойного характера. Дети в непринуждённой позе располагаются на стульях или расслабляются, лёжа на полу с ковровым покрытием.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
- Утренняя гимнастика - комплексы общеразвивающих упражнений выполняются ежедневно под музыкальное сопровождение, при этом учитываются возрастные особенности воспитанников. Регулярно провожу досуги и развлечения с весёлыми эстафетами и подвижны-ми играми ("А ну-ка, мальчики!"," Весёлые старты"). Подвижные игры влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально - волевых качеств, укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.
Эстафета " Чья команда быстрее соберёт урожай с грядки? ".
Организацию и проведение спортивных праздников включаю в план работы как эффективную форму совместного активного отдыха детей и их родителей, что способствует развитию физических данных воспитанников и формированию социально - эмоциональных качеств личности каждого ребёнка.
Семейный праздник "Папа, мама и я - здоровая семья".
Подбираю музыкальное сопровождение к тематическим мероприятиям( "В гостях у доктора Айболита"," В гостях у Зубной щётки", где с помощью игровых ситуаций пропагандируются и закрепляются педагогами важные истины и правила здорового образа жизни.
Применение здоровьесбере-гающих технологий в воспитательно - образовательном процессе несёт свои положительные результаты] : увеличилось двигательное разнообразие в ходе непосредственной образовательной музыкальной деятельности, появилась большая возможность импровизировать, что помогает выражению детских чувств и эмоций, развивитию здоровой психики у воспитанников,укреплению коммуникабельных связей в детском коллективе, а также между детьми и взрослыми. Значительно снизилась заболеваемость детей ОРЗ и ОРВИ.