Елена Бескровная
Система работы по применению здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной
работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Темочки
Исследования ученых показывают, что 20% зависит от наследственности, 20% - от окружающей среды, 10% - от системы здравоохранения, 50% - от образа жизни.
Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
В нашем дошкольном учреждении во всех возрастных группах осуществляется система работы по применению здоровьесберегающих технологий, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.
Ежедневное выполняя с детьми физические упражнения я выработала у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.
Музыка, сопровождающая движения, создавала бодрое настроение, оказывала положительное влияние на нервную систему ребёнка.
Утреннюю гимнастику проводила ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). Дети занимались в спортивной форм и чешках.
Для предупреждения простудных заболеваний регулярно применяла точечный массаж, массаж биологически активных зон, ушей, дыхательную гимнастику, которая проводилась с помощью специально разработанных игровых упражнений.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в группе придавала развитию движений и физической культуры в ООД.
При проведении ООД, в нашей группе постоянно проводились физкультминутки. Их цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала.
Физкультминутки проводились в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений.
Чтобы снять зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе занятия, применялась гимнастики для глаз.
Особое внимание в режиме дня я уделяла проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Для наибольшей эффективности закаливания осуществлялись:
- Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);
- Рациональная одежда детей;
- Соблюдение режима прогулок во все времена года;
- Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой);
- Хождение босиком в группе и летом на прогулке, бодрящей гимнастикой после дневного сна.
- Методика контрастного воздушного закаливания, которая проводится в конце дневного сна попеременно в холодном и теплом помещениях.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, мной менялась последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начиналась с подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр. Во время прогулки, дети реализовали свои двигательные потребности благодаря подвижных игр и физических упражнений.
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений я старалась соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируя допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.
Кроме подвижных игр, в старшей группе я широко использую разнообразные упражнения в основных видах движений:
Бег и ходьба
Прыжки
Метание, бросание и ловля мяча
Упражнения на полосе препятствий
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в группе проводилась гимнастика после дневного сна, которая помогала улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствовала профилактике нарушений осанки и стопы.
Дети постепенно просыпались под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполнялись из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети вставали и выполняли в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам). • Оздоровительная работа в нашей группе усиленно проводилась и в летний период и представляла собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма.
Центральное место в этом комплексе занимал режим дня, который предусматривал максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.
В связи с внедрением здоровьезберегающих технологий в течении года снижен процент заболеваемости детей с 45% до 15%