Елена Бескровная
Система работы по применению здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной
работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Публикация «Система работы по применению здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
Исследования ученых показывают, что 20% зависит от наследственности, 20% - от окружающей среды, 10% - от системы здравоохранения, 50% - от образа жизни.
Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
В нашем дошкольном учреждении во всех возрастных группах осуществляется система работы по применению здоровьесберегающих технологий, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.
Ежедневное выполняя с детьми физические упражнения я выработала у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.
Музыка, сопровождающая движения, создавала бодрое настроение, оказывала положительное влияние на нервную систему ребёнка.
Утреннюю гимнастику проводила ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). Дети занимались в спортивной форм и чешках.
Для предупреждения простудных заболеваний регулярно применяла точечный массаж, массаж биологически активных зон, ушей, дыхательную гимнастику, которая проводилась с помощью специально разработанных игровых упражнений.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в группе придавала развитию движений и физической культуры в ООД.
При проведении ООД, в нашей группе постоянно проводились физкультминутки. Их цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала.
Физкультминутки проводились в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений.
Чтобы снять зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе занятия, применялась гимнастики для глаз.
Особое внимание в режиме дня я уделяла проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Для наибольшей эффективности закаливания осуществлялись:
- Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);
- Рациональная одежда детей;
- Соблюдение режима прогулок во все времена года;
- Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой);
- Хождение босиком в группе и летом на прогулке, бодрящей гимнастикой после дневного сна.
- Методика контрастного воздушного закаливания, которая проводится в конце дневного сна попеременно в холодном и теплом помещениях.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, мной менялась последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начиналась с подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр. Во время прогулки, дети реализовали свои двигательные потребности благодаря подвижных игр и физических упражнений.
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений я старалась соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируя допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.
Кроме подвижных игр, в старшей группе я широко использую разнообразные упражнения в основных видах движений:
Бег и ходьба
Прыжки
Метание, бросание и ловля мяча
Упражнения на полосе препятствий
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в группе проводилась гимнастика после дневного сна, которая помогала улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствовала профилактике нарушений осанки и стопы.
Дети постепенно просыпались под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполнялись из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети вставали и выполняли в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам). • Оздоровительная работа в нашей группе усиленно проводилась и в летний период и представляла собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма.
Центральное место в этом комплексе занимал режим дня, который предусматривал максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.
В связи с внедрением здоровьезберегающих технологий в течении года снижен процент заболеваемости детей с 45% до 15%