Наталья Калмыковская
Мастер-класс «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вас познакомить с особенностями использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Здоровье детей дошкольного возраста всегда находилось в центре внимания педагогов, интерес к нему не ослабевает и сегодня. Таким образом, наиболее важным является целесообразный подбор современных технологий, создание здоровьесберегающей среды.
Публикация «Мастер-класс „Особенности использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
В своей работе я стараюсь использовать как традиционные, а вы их все хорошо знаете – пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика после сна, точечный массаж и т. д., так и нетрадиционные методы: тактильная гимнастика, Су - Джок - гимнастика, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика.
Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит :
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции;
- снижает утомляемость;
- улучшаются пространственные представления;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция;
- улучшается соматическое состояние.
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными технологиями. Буду рада, если данные технологии вы будете использовать в своей работе.
Проанализировав различные методики (М. Монтессори, Б. Никитина, Н. Зайцева, А Бондаренко) по данному направлению, моё внимание привлекло тактильное восприятие ребёнка (тактильная гимнастика). Я убедилась в том, что дети, действительно, легче усваивают и понимают тот материал, знакомясь с которым, они используют большее количество анализаторов.
С самого первого мгновения своей жизни человек живет в мире тактильных ощущений: ласковые прикосновения мамы, дуновение ветерка, капелька дождя или первый лучик солнца – все разнообразие окружающего мира человек познает не только созерцая и слушая, но и, в первую очередь, ощущая разнообразие безграничного и безызвестного ему мира, в который он пришел, не имея никакого опыта. Вот этим-то опытом нам, взрослым, и предстоит поделиться с ребенком. Нам необходимо научить ребенка воспринимать мир в безграничном разнообразии его красок, звуков, запахов и форм. Все свои ощущения ребенок научится выражать в словах и жестах, в звуке и в цвете. Ведь можно сказать, что наше здоровье находится на кончиках наших пальцев.
Скорректировав развивающие игры и внедрив их в образовательный процесс, я убедилась в правильности выбора данных игр, способствующих развитию памяти, внимания, воображения, мышления, коррекции речевой патологии. Все игры, способствующие развитию тактильного восприятия, необходимо проводить в несколько этапов, усложняя задания, и тем самым развивая возможности тактильного восприятия каждого ребенка. Усложняя задания к знакомым для детей играм, я обратила внимание на то, что дети с огромным удовольствием возвращаются к этим играм, часто переносят их в самостоятельную деятельность и даже сами придумывают новые усложнения. Усложнением в играх является одно условие: «выполни задание - не глядя». Детям не завязываются глаза, но они учатся определять предметы на ощупь, воспринимать звуки без участи зрительного анализатора. И, самое важное, дети будут готовы к тому, чтобы учиться «видеть» пальчиками рук.
Завязать глаза – это следующий этап работы. Я не использую в своей работе никаких платков – неудобно в работе, дети не могут самостоятельно играть, завязывается нос - нечем дышать, можно спровоцировать развитие клаустрофобии. Детям предлагается одеть маски, у которых заклеены глаза. Маска зайчика, щенка, тигренка. Детям есть возможность подсмотреть и адаптироваться к тому, что лицо закрыто и это не страшно.
Вот такие маски я хотела бы вам предложить, поиграть и поправить своё здоровье.
Мастер-класс : Тактильная гимнастика, игра «Пуговичное море»
1. Тактильная гимнастика. Пуговичный массаж. (его можно делать ребёнку самостоятельно, так и совместно с воспитателем). Необходимо заполнить просторную коробку пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком:
- опустите руку в коробку;
- поводите ладонями по поверхности пуговиц;
- захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
- погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;
- перетирайте пуговицы между ладонями;
- пересыпайте их из ладошки в ладошку;
- разными руками захватывать щепотки пуговиц;
Благодаря массажу мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие.
2. Игра «Рыбалка» «Мы рыбаки. Отправляемся на рыбалку в пуговичное море. Наши руки помогут нам ловить рыбку-пуговку. Опусти руки в пуговичное море и вылови рыбку». Ребенок берет любую пуговицу, далее маска снимается. Какую «рыбку» ты выловил: большую или маленькую, гладкую или шершавую, круглую или квадратную. Какого цвета рыбка? Она легкая или тяжелая? Теплая или холодная? Теперь мы положим улов в ведерко (в нём насыпана горох или гречка, перемешаем содержимое – море волнуется. Наденем маску или закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку.
3. Пальчиковая гимнастика «Рыбка» с речевым сопровождением (глаза открыты).
4. Игра «Аквариум» Мы поймали рыбок. Принесли их домой, положили их в аквариум (прозрачный большой бокал с водой). Можешь ли ты в аквариуме найти свою рыбку? (ребёнок ищет свою рыбку-пуговку). Особенностью этой игры является взаимодействие с водой. Это позволяет снять напряжение, обогащает арсенал ощущений ребенка.
5. Игра «Море». Наша рыбка ускользнула, в море новое нырнула (используются коробочки, наполненные различным материалом – пенопласт, листья, массажная подушка, шишки, холовайбер, монеты).
6. Игра «Пуговичное ожерелье». На дне моря я нашла жемчужины и ракушки, давай сделаем ожерелье для мамы. Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Теперь выбери красную пуговицу, положи ее слева и т. д. Можно нанизывать пуговицы на леску. Помимо развития пространственных представлений, закрепления знаний цвета, формы, ребенок переживает радость творчества: перед ним то, что он создал своими руками, принося радость ближнему.
(После того, как дети научились играть самостоятельно с использованием масок я ввожу в игру «шапку-невидимку» и очки-повязку. «Шапка – невидимка» проста в работе, ребенок может самостоятельно ее одевать, не прибегая к помощи взрослого, одевать как удобно ему самому, а еще он знает, что снять ее он тоже может сам по мере необходимости).
7. Для организации оздоровительного процесса с детьми я использую самомассаж рук и ног. Следующая технология, с которой я вас познакомлю, Су - Джок гимнастика.
В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на точки активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Я, предлагаю вам игру с палочками «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхали! - поглаживание руками лежащих палочек.
И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу
Спасибо, молодцы, у вас получилось. Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
8. Большие возможности в здоровьесбережении детей представляет дыхательная гимнастика. Хотя эта технология хорошо вам знакома, я хочу предложить изготовление и использование нестандартного оборудования для применения его в дыхательном упражнении, которое можно проводить с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста:
«Ветерок в бутылке».
В пластиковой бутылке проделываются дырочки. Внутрь насыпаются конфетти, мелко нарезанный пенопласт, фольга, бумага. В отверстие в пробке вставляется дыхательная трубка.
Использование : упражнение на дыхание - дуть в трубочку, вставленную в пробку.
Цель: способствовать развитию органов дыхания.
Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? В различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях.
А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одной технологией- кинезиологическаие упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.
В своей работе я применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос", «Зеркальное рисование» и т. д.
Упражнение с педагогами:
«Кулак-ребро-ладонь»
«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок-
И зажали в кулачок.
Теперь выполним ещё одно задание:
«Зеркальное рисование» (рисование на мольберте). Это рисование двумя руками одновременно (рисуем солнышко, цветок, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии детей.
Спасибо. Эти упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
Итог мастер- класса
- Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных здоровьесберегающих технологий, для развития ЗОЖ детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на физическое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам мысленно положить на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
Мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!
Литература:
1) Каралашвили, Е. А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения [Текст] / Е. А. Каралашвили. - М. : ТЦ «Сфера», 2001
2) Коноваленко, СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 - 14 лет [Текст] / С. В.. Коноваленко. - М: Гном-Пресс, Новая школа, 1998
3) Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. [Текст] / Е. Н. Краузе. - СПб. : Корона, 2004
4) Узорова, О. В., Физкультурные минутки [Текст] / - М. : ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004.
5) Филичева, Т. Е., Чевелева, Н. А., Чиркина, Г. В. Основы логопедии [Текст] / Т. Е. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина - М: Просвещение, 1989