Светлана Князева
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС.»
План
Введение
1. Здоровьесберегающие технологии : понятие, задачи.
2. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ.
3. Формы оздоровительной работы в группе (из опыта работы)
Заключение
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
" Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. "
В. С у х о м л и н с к и й
Приобщение воспитанника к здоровому образу жизни является приоритетным направлением в деятельности образовательных организаций и каждого педагога. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из важных задач является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, а так же обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах, охраны и укрепления здоровья детей.
Следует заметить, что задача по укреплению здоровья детей всегда была и будет на первом месте, ибо это важнейшее условие для полноценного формирования личности т. к. состояние здоровья подрастающего поколения определяет будущее нашего общества. Вырастить здорового ребенка – вот, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей.
Традиционные составляющие ЗОЖ дошкольника - личная гигиена, рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим. В работах Т. Л. Богиной, ЮФ. Змановского, М,А, Руновой, В,С, Спириной и других представлены пути приобщения к этим составляющим культурного опыта, основанные на создании благоприятных условий для реализации поставленных задач.
Полученные дошкольниками представления о здоровом образе жизни, позволят им в дальнейшей жизни находить способы укрепления и сохранения своего здоровья.
В связи с этим весьма актуально создание и использование в дошкольных образовательных учреждениях разнообразных форм обучения детей элементарным навыкам сохранения и укрепления здоровья, поскольку в этот период у детей легко формируются новые условные рефлексы, лежащие в основе привычек, в том числе полезных для здоровья.
Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название – «здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Задачами являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для ДОУ средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности в образовательном процессе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах: 1. Физкультурно-оздоровительная технология.
2. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
3. Технологии валеологического просвещения родителей.
4. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Постоянное самообразование нацелило меня на поиск эффективных методов, технологий для повышения качества работы с детьми по их оздоровлению, просвещению детей и родителей по вопросам здоровьесберегающих технологий
Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении (из опыта работы)
В нашей группе ежедневно предусмотрено использование несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание воздухом
Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых нами с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе проводим 4-5 раз вдень кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты перед сном,сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего вида деятельности и погодных условий. Дети в детском саду гуляют 2 раза в день. «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья»- писал детский врач, академик (Г. Н. Сперанский).
Во время проведения прогулок использем различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Ловишки с лентами», «Краски», «Горелки», «»; игры с прыжками: «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Удочка»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю», «Охотники и звери» и множество других игр.
После прогулок мы с детьми, расположившись на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения. Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться. проводится с музыкальным сопровождением (Чайковский, звуки природы и текстом, направленным на спокойствие и восстановление сил. Основной задачей выполнения упражнений является обучение детей восстановительным техникам для дальнейшего самостоятельного применения.
Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети при проведении досугов и развлечений. Традиционно в нашем учреждении проходят «Весёлые старты», «Дни здоровья», игровые и спортивно – познавательные программы, театрализованные представления. В ходе данных мероприятий дети показывают уровень своего физического развития и получают эмоциональный заряд от своих достижений.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки.
Образовательная деятельность предполагает проведение бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, например («Дружи с водой», «Как настроение?», «Пожалей свою кожу», «Приятного аппетита!», «Крепкие зубы», «Держи осанку», «Расти здоровым!» и т. д.)
В ходе организованной образовательной деятельности экологической направленности формируем представления детей об условиях необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
При проведении ООД, в нашей группе проводятся физкультминутки. Их цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, выполнение движений под стихотворный текст.
В перерывах между ООД проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.
С целью снятия напряжения с глаз, а также тренировке зрительно- моторной координации используем зрительные гимнастики «Веселые глазки», «Посмотри в окошко» и т. д.
Расширяем представления о ЗОЖ через: с/ ролевые игры «Больница», «Аптека», «Семья», чтение художественной литературы : «Сказка про ногти», Грязнуля Витя» И. Губина, «Птичка Тари», «Зубик-Зазнайка», «Сказка про трёх поросят на новый лад», разучиваем загадки о частях тела, пословицы о здоровье
Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков используем настольные и дидактические игры («Аскорбинка и её друзья», «Части тела», «Сложи картинку»,» Цветик- семицветик», «Что сначала что потом», «Валеология», «Что вредно, что полезно» и т. д.)
По окончании дневного сна проводятся упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватях, плавно, без рывков и резких движений. Используются структурные дорожки для профилактики плоскостопия, ступая по которым стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработана система мероприятий, к которым относятся: Родительские собрания
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения Информационные стенды для родителей работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры; советы по правильному питанию, о пользе водных процедур, формировании гигиенических знаний
-Конкурсы по изготовлению нестандартного спортивного оборудования из бросового материала
-Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья,
Для эффективности здоровьсбережения детей используется, и постоянно пополняется, имеющийся в группе методический материал, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки, динамические паузы и подвижные игры.
Для развития мелкой моторики рук использую пальчиковые игры, крупотерапию, мозаики, шнуровки, массажные мячики, игры с прищепками и т. д.
Хочу поделиться опытом работы с ярким, красочным нетрадиционным материалом, который я использую как технологию сохранения и стимулирования здоровья с применением шариков и камешков марблс. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета, формы, величины и различные задания с ними.
Презентация «Здоровьесберегающие технологии нетрадиционные формы работы. Игры с шариками Марблс и камешками кабошонами».
2 слайд «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
3 слайд Шарики марблс
Стеклянный шарик марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей.
Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Шарики имеют разнообразную цветовую гамму.
Камешки-кабошоны (в переводе «шляпка от гвоздя») удобны в применении, они не перекатываются.
В ходе поддержки индивидуальности ребенка использую разнообразные задания с шариками марблс и камешками - кабошонами, учитывая поставленные цели и задачи. Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей.
4 слайд Цель:
-развитие фантазии ребенка,
-стимулирование деятельности ЦНС,
-развитие координации движений,
-развитие зрительного внимания, памяти,
- развитие тактильных ощущений,
- развитие мыслительных операций,
-стимулирование зрительно-поисковой деятельности,
-развитие ориентировки на плоскости.
5 слайд
Сделать «сухой бассейн» для пальцев рук (очень полезно в целях развитиямелкой моторики у дошкольников). Для этого помещаем марблс в пластиковую ёмкость и перебираем пальчиками, либо отыщем спрятанную в
мешочке среди камешков мелкую игрушку
6 слайд Массах стеклянными шариками Марбдс
- вертеть в руках;
- щелкать по ним пальцами;
- стрелять;
-направлять в специальные желобки и лунки – отверстия, состязаться в точности попадания.
7 слайд В интернете очень много картинок, которые можно использовать в работе с камешками Марблс.
Собери по образцу. Предлагается картинка - образец, как в мозаике
8 слайд Разбери по группам по цвету
по величине
по форме
по весу
по фактуре
9 слайд Можно применить ячейки от упаковки перепелиных яиц для выкладывания шариков марблс. Помоги котенку добраться до домика. Выложи путь, начиная от ячеек: 1 ячейка направо, 1 ячейка вверх, 2 направо и так далее.
Игра учит ориентироваться на плоскости, развивать тактильные ощущения, сложно координированные движения пальцев рук.
10 слайд Продолжи узор или ряд
11 слайд Выложи по контуру Предлагается изображение, выложить рисунок по нарисованному контуру
Заполни пустой шаблон. Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма.
12 слайд
Дидактические игры с камешками Марблс, которые я использую в работе с детьми Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому;
Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник
Порядковый и количественный счет
13 слайд
Математический диктант Формировать умения ориентироваться на ограниченной поверхности, располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение, в левом верхнем (правом нижнем) углу.
14 слайд Лабиринты Цель: развитие пространственных отношений
15 слайд Крестики – нолики Как обычные крестики - нолики, только вместо привычных крестиков ноликов играют фигурами одного размера, но разного цвета; разного размера; разной формы.
16 слайд Придумай картинку по теме…Предлагается тема «Новый год», «Рыбки в аквариуме» и т. д.
Камешки и игры с ними очень нравятся детям, а игр еще придумать можно большое количество. Таким образом, игры с камнями совмещают в себе и приятное, и полезное занятие для развития детей
Каждый из вышеперечисленных компонентов имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность формирует у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни.
Применение в работе здоровьесберегающих технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей
Таким образом, можно сказать, что только системный подход к организации физкультурно - оздоровительных, профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья. И достичь успеха в этом деле можно только при тесном контакте всех участников воспитательно- образовательного процесса.
"Прежде чем сделать ребенка умным, сделай его здоровым и крепким". Жан-Жак Руссо
Цените и берегите свое здоровье и здоровье наших детей.
Список литературы
1. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений – Москва АРКТИ, 1999 г.
2. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – Москва ВЛАДОС, 2002г.
3. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – Москва, 2006г.
4. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – Москва Мозаика – Синтез, 2002г.
5. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – Москва 2002г.
6. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход Школа здоровья. 2000г. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
7. Чаклин А. В. и Милиевская И. Л. Сохранить здоровье смолоду – Москва «Педагогика» 1987г.
8. Педагогика и психология здоровья под ред. Н. К. Смирнова. - Москва АПКиПРО, 2003г.
9. Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю., Краснова Р. С. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни»- ООО «ТЦ Сфера»
информация с сайтов интернета:
Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад»
«Детсад» сайт для детей и взрослых
«Маам» международный образовательный портал