Юлия Бударина
Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге«
▼ Скачать + Заказать документы
Условия возникновения опыта.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Публикация «Опыт работы по ПДД „Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге„» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
В настоящее время значительно вырос уровень детского дорожно-транспортного травматизма, это обусловлено недостатком в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Именно поэтому свой педагогический опыт я направила на формирование у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
1. Актуальность.
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
В решении данной задачи важная роль принадлежит обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
Свою работу по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах города я начала с наблюдения за детьми в игровой и образовательной деятельности, также была проведена диагностика уровня знаний детей. Наблюдения и диагностика показали, что дети проявляют интерес к теме «Правила дорожного движения», но имеют недостаточный уровень знаний.
Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде, пропаганда безопасности дорожного движения, повышение интереса дошкольников к углубленному изучению основ дорожной безопасности.
Задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
2. Новизна.
Новизна моего опыта работы по обучению правилам безопасного поведения на дорогах и улицах состоит в разработке системы использования инновационных технологий в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
В основу моего опыта работы легли следующие принципы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия : дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике.
В работе по изучению правил дорожного движения я использую в своей работе метод проектов, мной были разработаны проекты «Мой безопасный маршрут»(подготовительная группа, «Дошкольникам о правилах дорожного движения»(средняя группа). Этот метод направлен на познавательно-исследовательскую, игровую, продуктивную, коммуникативную, двигательную, музыкально-художественную деятельности.
Считаю целесообразным использование в работе по данной теме ИКТ. Эти технологии направлены на познавательно-исследовательскую, продуктивную, двигательную и коммуникативную деятельность. В своей практике я использую компьютерные презентации «Дошкольникам о ПДД», «Транспорт», «Дорожные знаки», «Соблюдайте правила поведения на дороге», «В стране дорожных знаков» в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я с помощью программы WindowsMedia демонстрирую детям обучающие мультфильмы: «Смешарики изучают Правила дорожного движения»,«Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)» и др.
Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. В своей работе использую проигрыватель WindowsMedia для разучивания стихотворений о безопасном поведении на дороге, для прослушивания детских песен о правилах дорожного движения. Ребята с удовольствием читают стихотворения сверстникам и родителям, напевают песенки в повседневной жизни, и это помогает им постоянно помнить о правилах дорожного движения.
Используются в моей работе интерактивные методы. Через интерактивные методы дети учатся самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации, работе в коллективе, формировать свое собственное мнение с опорой на определенные факты. Одним из часто используемых пособий является лепбук «Правила дорожного движения», в нем собрана различная информация, которая может быть использована как в образовательной, так и в игровой деятельности. В пособие включены материалы по нескольким образовательным областям (загадки, ребусы, картинки с устройством салона автомобиля с изображением ремней безопасности, «Азбука дорожных знаков», иллюстрации «Дорожные знаки», набор картинок «Расскажи историю», картинки о профессии сотрудника ДПС, иллюстрации о правилах дорожного движения, модель «Я-пешеход, водитель, пассажир»,лото «Дорожные знаки»). Мной было разработано мобильное пособие «Куб по ПДД», включающее в себя так же материал по разным образовательным областям (макет проезжей части, картинки дорожных знаков, д/и «Собери знак», «Найди отличия»,«Придумай историю», «Найди ошибку», раскраски, загадки). Это пособие было представлено на районной выставке «Давай дружить, дорога!». Дети с удовольствием используют эти пособия в играх.
Конечно же не обойтись в работе с детьми без игры, ведь игра- самый доступный вид деятельности для детей, это способ переработки впечатлений, знаний, полученных из окружающего мира. Игровой материал представлен дидактическими играми «Дорожные знаки», «Светофор», разрезные картинки «Собери знак» и др., настольно-печатными играми «Светофорчик», «Правила дорожного движения» и др. Созданы условия для сюжетно-ролевых игр «Шоферы», «Автозаправка», «Ремонтная мастерская», «Поездка на общественном транспорте» и др. В совместной и индивидуальной игровой деятельности дети используют макеты «Улицы города», «Проезжая часть», «Автопарковка».
Во время игровой деятельности старшие дошкольники составляют рассказы о ситуациях на дороге, разыгрывают сценки. Для этого активно используется иллюстративный материал.
Неотъемлемой частью работы по теме «Дорожная безопасность» является образовательная деятельность. Использование таких нестандартных форм, как экскурсия «Экскурссия к перекрестку», «Наблюдение за работой светофора», целевая прогулка «Проезжая часть», встреча с инспектором ГИБДД вызывает у детей огромный интерес к данной теме.
Детское творчество один из любимых видов деятельности дошкольников. В связи с этим я использую «Творческие мастерские». Эта технология направлена на следующие виды деятельности: познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную и двигательную (мелкая моторика). С детьми делали работы в техниках обрывная аппликация», пластилинография, аппликация, а так же рисунки по темам ПДД.
Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия :
- папки-передвижки по ПДД «Безопасность наших детей», «Безопасность детей на дорогах в зимний период» и др. ;
- индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения»;
- разработки памяток «Грамотный пешеход», «Наш друг – светофор» и др. ;
- консультации «Ребенок и взрослый на дороге», «Правила дорожного движения. Как правильно рассказать о них детям»
- анкетирование родителей
- привлечение родителей к участию в выставке макетов, изготовленных совместно с детьми «Мой безопасный маршрут от садика до дома».
-разработка рекомендаций родителям о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения.
Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением инновационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым, преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную инновационными технологиями, образовательную среду.
3. Теоретическая база опыта.
На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н. Авдеевой, Р., Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В. Гостюшиным, Н. И. Клочановым, М. М Котик, О. А. Скоролуповой, Т. А. Шорыгиной и др.
Все программы дошкольных учреждений включают в себя определенное содержание работы по изучению правил дорожной безопасности, но в очень сжатом виде. В программе «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой,на основе которой разработана программа нашего дошкольного учреждения,недостаточно полно освещен раздел «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», поэтому в своей работе я использую парциальную программу Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л. ,Стеркиной Р. Б. “Основы безопасности детей дошкольного возраста”,которая была опубликована в 1997 году. В ней есть раздел – «Ребенок на улицах города». Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе, на улицах и дорогах.
Авторы программы в работе предлагают использовать различные методы, включая:
• игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
• Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
• Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
• Применение видеоматериалов;
• Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.
А. В. Гостюшин считает, что нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска». Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.
4. Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
5. Результативность опыта.
Я провела повторное педагогическое наблюдение и диагностику через три месяца. Результаты диагностики детей (автор педагог-психолог А. И. Замалиева) позволили сделать вывод об итогах работы :
- Дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.
- Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.
- Дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.
А также результаты анкетирования родителей (приложение 1) показали необходимость формирования компетентности в вопросах личной безопасности детей и их родителей, а также актуальность систематической работы по данному разделу.