Валентина Гусева
Опыт работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерное воспитание ребёнка начинается уже с момента его рождения и длится на протяжении всей жизни.
Гендерное воспитание – это целенаправленный, организованный и направленный процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом своим гражданам в зависимости от биологического пола.
Публикация «Опыт работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В работе с дошкольниками относительно вопросов гендерного воспитания нужно учитывать такие направления:
• дополнение зоны саморегуляции детей (например, поощрение девочек к занятиям спортом, а мальчиков - к самообслуживанию);
• организация исследования равноправности сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;
• устранение традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к проявлению чувств;
• создание условий для тренировки межполовой чувствительности (например, через театрализацию, тренинги).
Гендерное воспитание личности осуществляется под влиянием семьи, образования, средств массовой информации, религии, правовой и государственной политики.
Различия между полами являются фундаментальным, хотя отличия между мужчинами и женщинами не ограничивается только биологией и физиологией. Такие качества личности, как феминность и маскулинность являются очень важными для нормальной жизнедеятельности человека. Осознание человеком своей принадлежности к мужскому или женскому гендеру и отождествление с его типичными представителями определяет содержание поведения, способ жизни, а также формирование личностных качеств человека.
Имейте в виду: гендерное самоощущение закладывается с трех до пяти лет, и к поступлению в школу оно становится неизменным.
.
Путем многих хитростей, специализированных игр и воспитательных тактик родители прививают детям социальные роли. А также – те особенности мужского и женского поведения, которые приняты в нынешнем обществе.
Поскольку бытует мнение, что девочки – существа тихие, чистые и аккуратные, а мальчики – хоть и грязные, зато отважные, то нередко на детских площадках слышны фразы:
– Алина, не пачкайся, ты же девочка!
– Костя, не плачь, ты же мальчик!
– Маша, не лезь на дерево, это можно только мальчикам!
– Миша, положи коляску, это игрушка для девочек!
Осознанно или нет, но родители культивируют в малышах гендерные различия с малых лет. Они поддерживают их любой ценой, запрещая мальчикам играть в куклы и носить розовые футболки (хотя розовый – просто цвет, а кукла маленьким мужчинам интересна исключительно в исследовательских целях).
Родители на себе показывают пример социального распределения ролей. В идеальной полной семье отец – строгий, но справедливый добытчик, а мать – добрая, мягкая и терпеливая домохозяйка.
В неполных семьях матери сталкиваются с трудностями гендерного воспитания мальчиков. С одной стороны, они должны показать сыновьям на собственном примере, что женщины – создания хрупкие, требующие защиты, покровительства и не приспособленные к тяжелой мужской работе. С другой, кто-то должен показать ребенку, как забить гвоздь, вкрутить лампочку, наколоть дрова и передвинуть диван. И лучше, если это будет не мама!
Если отец малыша пропадает в командировках, постарайтесь увеличить присутствие мужчин в вашем доме. Братья, кузены, свекры и дедушки могут стать для малыша примером мужского поведения. Позволяйте ребенку смотреть и помогать.
Встречают по одежке
Логично прививать смолоду вкус к правильной одежде. Само собой, джинсы удобнее, но все истинное женское существо расцветает только в платьях и юбках.
Маленькие модницы обожают «ухаживать за собой» перед зеркалом: мазаться маминым кремом, нюхать духи, красить губы помадой, примерять серьги и бусы. Это ни в коем случае нельзя запрещать!
Девочек нужно водить в женские туалеты, а мальчиков – в мужские (естественно, с папой). С четырех лет отец может взять сына в баню с друзьями, на автомойку или на рыбалку.
Изучая эту тему разработала проект «Профессии наших родителей»
Цель проекта: Знакомство детей с разнообразием профессий родителей, сотрудников детского сада и важностью их труда; привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей.
• Расширить знания детей о профессиях
• Развивать коммуникативные способности, кругозор, логическое мышление у детей через совместное речевое творчество, чтение художественной литературы и дидактические игры
• Создавать условия для представлений о трудовых действиях, оборудованиях, инструментах, орудиях труда.
• Развивать художественное восприятие, эстетический вкус; знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта.
• Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться.
• Если дети получат представления о профессиях родителей, сотрудников детского сада, то они научатся уважать труд человека любой профессии и беречь то, что сделано людьми.
Тип проекта:
информационно-практико-ориентированный, групповой
Родителям было предложено подготовить рассказ о своей профессии
Подобрать картинки, иллюстрации, изготовить атрибуты для игры.
Родители с удовольствием и волнением готовят рассказ-беседу о своей профессии, изготавливают атрибуты и придумывают как можно это обыграть в детском саду.
Особый восторг вызывает, когда приходят папы.
Например, когда пришел папа рассказать о своей профессии сварщика, дети его слушали, открыв рты, а когда он предложил примерит каску для сварки, то дети просто выстроились в очередь. А потом посмотрели мультфильм о профессии сварщика и между делом отремонтировали все машинки и спросили о марках машин. Причем больший интерес проявляли к беседе девочки.
Также приходили рассказывать о профессии продавца и мы все вместе открывали свой магазин дали ему название, мальчики съездили за товаром, девочки под руководством товароведа разложили товар по полочкам, назначили продавцов и одели их в спецодежду и усадили за кассы (изготовленные родителями, а все остальные взяли корзины и пошли за покупками.