Татьяна Разманова
Педагогический опыт работы «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мною разработан и обобщён опыт работы по теме «Воспитание культуры поведения» в 2014-2015г. с детьми старшей группы.
Актуальность: Культура поведения играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие её стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нём, сдерживаться от неразумных желаний, идущих вразрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушания, самоконтроль. И потому культура поведения должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчёркивал А. С. Макаренко.
Публикация «Педагогический опыт работы „Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Мой опыт работы реализовывался с детьми старшей группы.
Цель: содействовать воспитанию культуры поведения у детей дошкольного возраста; приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений, совершенствовать речевой этикет, культуру общения, воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.
Для достижения поставленной цели я определила ряд задач по образовательным областям:
Социально – коммуникативное развитие.
1. Формировать первичное представление о добре и зле.
2. Продолжать учить детей правилам поведения за столом, общественных местах.
3. Познакомить детей с правилами культурного поведения в группе среди детей.
4. Способствовать осознанию себя как человека, как неповторимую личность.
Познавательное развитие.
1. Учить детей анализировать свои поступки и поступки литературных героев.
2. Закрепить правила культуры поведения в действительности, проявлять к ним интерес.
3. Развивать умение с помощью взрослого или самостоятельно выбрать правильную линию поведения по отношению к окружающим.
Речевое развитие.
1. Учить у детей воспитывать желание говорить спокойно, вежливо, доброжелательно.
2. Упражнять детей в умении самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить.
3. Развивать умение выражать своё отношение к поступкам сверстников.
Художественно – эстетическое развитие.
1. Развивать у детей творческие способности, память, воображение, фантазию.
2. Стимулировать активность, самостоятельность детей.
Физическое развитие.
1. Развивать двигательные навыки.
2. Развивать крупную и мелкую моторику рук.
Работа по осуществлению опыта велась одновременно по трё м направлениям:
1 обогащение предметно-пространственной среды;
2 работа с детьми;
3 работа с родителями (беседы, консультации и т. д.).
В работе с детьми использовала следующие виды деятельности:
-дидактические игры;
-сюжетно-ролевые игры;
-беседы;
-постановка проблемного вопроса;
-создание проблемной ситуации;
-занятия;
-чтение художественной литературы;
-продуктивная деятельность.
Подготовительный этап.
Целью данного этапа стала постановка проблемы перед детьми: «Для чего необходимо быть добрым, вежливым?».
Для решения поставленной цели я подобрала и изучила методическую и художественную литературу.
Создала предметно-пространственную среду (плакат «Правила поведения за столом», настольная кукла-фея Вежливости, альбом «А как поступишь ты?», демонстрационный материал «Уроки доброты»). Подобрала иллюстрации и дидактические игры.
Разработала перспективный план. Вовлекла родителей в участие обогащения развивающей среды, оформила в родительский уголок памятку по воспитанию культуры поведения.
Основной этап.
Цель этого этапа - формирование у детей нравственных норм взаимоотношений, совершенствование речевого этикета, культуры общения, воспитания любви и уважения к окружающим людям.
На этом этапе использовала следующие формы педагогической деятельности.
Дидактические игры: «Можно-нельзя», «Грустно-весело», «Кто знает больше вежливых слов», «Продолжи предложение». Придумала для детей дидактическую игру «Волшебный цветок», для того, чтобы детям интересно было закреплять вежливые слова, к каждому лепесточку дети придумывали «волшебное» слово (будьте любезны, спасибо, пожалуйста, простите и т. д.) и таким образом собирался «Волшебный цветок». Детям нравилась такая игра и они очень старались.
Поставили с детьми драматизацию сказки «Заюшкина избушка», где храбрый петушок прогнал хитрую и коварную лису из заюшкиной избушки, тем самым пришли с детьми к выводу, что друзьям нужно приходить на помощь в трудную минуту.
Играли с детьми в сюжетно-ролевые игры: «День рождения куклы Машеньки», «А у нас гости», «В магазине». В ходе игр дети учились себя вести в той или иной обстановке, ситуации. Закреплялись правила поведения в общественных местах, правила гостеприимства.
Проводились беседы: «Волшебные слова-почему они волшебные», «Доброе утро», «Как и чем можно порадовать близких», «Разговор по телефону». Проводился цикл бесед по картинкам (демонстрационный материал) «Уроки доброты». Например, по картинке «Где добрые люди, там беды не будет», с детьми обсуждали такие вопросы: «Что делает бабушка? А её внученька? Какое у них настроение? Дети отвечали, что бабушка с внученькой вместе пекут пирожки и у них хорошее настроение, потому что они добрые и помогают друг другу. По этим беседам, ситуациям, вопросам, дети ещё раз закрепляли «Уроки доброты, вежливости, отзывчивости, учились думать, размышлять, оценивать те или иные поступки, ситуации.
Рассматривали и обсуждали с детьми альбом «А как поступишь ты», где обсуждались различные проблемные ситуации. Например, по беседе «Правила дружбы», как дети не поделили игрушку в детском саду и как мамам было стыдно за детей, тем самым мы закрепили с детьми правила дружбы: «Всегда делись игрушкой с другом, не ссорься по пустякам, старайся играть дружно!».
Проводились с детьми занятия: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Дорогою добра», «Дела и поступки», «Путешествие в страну вежливых слов», «Добрые дела и добрые слова», «Для чего нужны правила» и т. д. Например, на одном из занятий «Учим Незнайку вежливости», с детьми учили Незнайку здороваться, когда приходишь в гости, культурно, тактично вести себя за столом; собирали с детьми и Незнайкой «Пирамиду добра». В этой игре дети желали друг другу добрые пожелания; учили Незнайку с помощью весёлых и грустных человечков оценивать хорошие и плохие поступки, тем самым дети ещё раз закрепили правила хорошего тона и что к людям нужно относиться с добротой и уважением.
Проводилось чтение художественной литературы: Пахомова «Добрые сказки», Шорыгина «Вежливые сказки», А. Барто «Вовка-добрая душа», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» и т. д. После прочтения книжки обсуждали с детьми героев, их поступки.
Заучивали с детьми пословицы, поговорки, стихи о добре и вежливости.
Использовались игровые упражнения «Поссорились-помирились», «Не сердись, улыбнись», что способствовало примирению детей и развитию дружеских чувств.
Проводились с детьми упражнения, способствующие двигательной активности и одновременно закреплению вежливых слов. Например, в упражнении «Вежливая просьба», дети выполняли разные двигательные задания, но выполняли только те, которые были высказаны в вежливой форме (например, поднимите руки вверх, пожалуйста).
Проводились с детьми пальчиковые игры («Дружба», «Дружные ребята», дыхательная гимнастика («Радуга, обними меня», что способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, памяти.
Отражали добрые чувства в продуктивной деятельности. Ко дню Матери изготовили с детьми аппликацию в виде сердечек и назвали её «Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты».
На занятии по рисованию «Я-лучик солнышка», дети оставляли отпечаток своей ладошкой, как лучики дарили тепло, доброту, свет всем своим близким и родным людям, а затем использовали это солнышко для выставки «Наши добрые дела».
Для оценки поведения детей оформила в приёмной на цветах кармашки с фотографиями детей, в которые вкладывала разные символы поведения (например, сделал доброе дело-сердечко, цветок, хорошо занимался-книжка, всё съел-ложка, если плохо себя вёл-тучка). И дети и родители могли видеть оценку поведения и обсудить.
Для всех видов деятельности для мотивации использовала игровые персонажи: Незнайка, кукла фея Вежливости, Бурчилла.
В своей работе для успешного усвоения и повышения интереса так же использовала технические средства обучения (магнитофон, телевизор, информационно-коммуникационные (компьютер, принтер, интернет, фотоаппарат).
Работа с родителями. Для родителей приобрела информационный стенд в родительский уголок «Роль семьи в воспитании ребёнка». Проводила родительское собрание «Азы воспитания», консультации «Научите детей дружить», «Причины плохого поведения», «Если ребёнок не здоровается».
Заключительный этап.
Цель заключительного этапа-использование детьми полученных знаний на практике.
У детей повысилась способность оказывать помощь другим людям, друг другу. В обращении стали чаще использоваться вежливые слова. Дети стали бережнее относиться к живому миру природы.
Повысилось активное участие родителей в жизни группы. Была оформлена выставка совместных работ с родителями «Наши добрые дела», изготовление родителями «Домика дружбы», тем самым пополнилась предметно- пространственная среда группы.
Также итогом является проект «В мире вежливости и доброты» и презентация проекта.