Наталья Бородина
Опыт работы педагога по развитию детского творчества
▼ Скачать + Заказать документы
«… Детский рисунок, процесс творчества – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
(В. А Сухомлинский)
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Таким образом, актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
В своей работе я столкнулась с рядом противоречий: между ориентацией нового содержания образования на творческое развитие личности дошкольника и традиционными формами обучения; между сформированностью у дошкольников определенной системы фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения; между необходимостью развития художественно – творческих способностей ребенка и недостатком психолого – педагогических знаний в этой области у педагогов и родителей.
Выдвинутые противоречия и проблемы обусловили выбор темы моей работы «Развитие творческих способностей детей посредством художественно – творческой деятельности». Определившись с темой, поставила перед собой цель: приобщение детей к миру прекрасного, развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Для решения поставленной цели определила следующие задачи: развитие образного мышления (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать); развитие воображения, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов; формирование устойчивого интереса к продуктивной деятельности; знакомство с многообразием продуктивных видов деятельности (с разными видами аппликации, квиллингом, пластилинографией, мозаичным оригами, гипсом, бумагопластикой, нетрадиционным рисованием, с природным материалом и др.); развитие у дошкольников компонентов продуктивной деятельности (целеполагания, освоение средств и способов создания изображения, продукта деятельности, развитие технических и изобразительно-выразительных умений, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ).
Свою работу провела с изучения соответствующей методической и научной литературы, диагностического обследования воспитанников, анкетирования родителей.
С целью выявления особенностей художественно – творческого развития дошкольников и возможности скорректировать дальнейшую работу провела диагностическое обследование. Основные методы, применяемые для диагностики – это наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа. Первичное обследование показало что у 56 % детей низкий уровень развития художественно – творческих способностей, у 44 % – средний уровень, а высокого уровня вообще не отследилось.
Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени, боятся испачкать мебель красками. Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой не только с детьми, но и с родителями. Исходя из полученных данных, мною была разработана программа кружка художественно – эстетического направления «Умелые ручки» и составлен план работы, охватывающий несколько направлений: по работе с бумагой, красками, лепным материалом, гипсом, различными нетрадиционными техниками.
Следующим этапом в развитии способностей и творческого потенциала дошкольников стало создание и обогащение развивающей предметно –пространственной среды. Так, в группе появились «Центр творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами, оформлена картотека с дидактическими играми по изобразительной деятельности, изготовлены дидактические игры: «Собери радугу», «Подбери по цвету», «Подбери палитру к картине» и стенд «Наш вернисаж». Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности. Родители помогали пополнять и обновлять предметно-пространственную среду в группе. Все материалы и игры находятся в доступном для детей месте.
Подготовительным этапом развития художественно-творческих способностей являлась работа с детьми младшей группы, в ходе которой они знакомились с разными изоматериалами и работой с ним, начали работу по освоению простых нетрадиционных техник рисования, а также знакомила их с видами бумаги (картоном, тонкой бумагой, цветной, гофрированной, калькой, бархатной, вощёной, глянцевой). Для детей среднего возраста главным было создание условий для творческой работы, научить работать с изоматериалами. Старалась научить детей переживать, чувству радости от самостоятельно выполненных действий, приучала преодолевать трудности. Поддерживала детей доброжелательным отношением, похвалой. Материалы и разные техники вводились, исходя из возрастных возможностей детей, применяла с учётом индивидуальных возможностей, ручных умений и навыков детей. В этот период были проведены открытые занятия «Веселый снеговичок и ёлочка», «Бусы для любимых мам».
В средней и старшей группе творчески подошли к работе, я создавала условия для творчества в самостоятельной и совместной деятельности детей по использованию разнообразных материалов. Помимо использования бумаги широко применяли бросовый и декоративный материал. Благодаря фантазии и изобретательности, дети создавали удивительные самоделки из него. Чтобы не погасить детскую инициативу навязчивыми предложениями, советовала им самим находить интересные решения.
В подготовительной группе дети обучались новым способам деятельности, проявляли свою фантазию и самостоятельность, создавали много коллективных работ. Все групповое пространство способствует формированию у детей устойчивого интереса к продуктивной деятельности, развитию продуктивно-творческих способностей, формированию навыков трудолюбия. С детьми подготовительного возраста создавались поделки из салфеток, квиллинга, круп, мозаичного оригами, модульного оригами, из фантиков по принципу бумажной пластики. Поэтому в работе подбирались посильные по объему и сложности выполнения различные задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. Все это выполняется для поддержания у него уверенности в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.
Большой потенциал для развития художественно – творческих способностей дошкольников заложен в совместной самостоятельной деятельности детей и взрослых. Ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ.
Очень любят дети экспериментировать с изобразительными материалами и техниками. Для них я проводила игры, эксперименты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование соком овощей и фруктов. Данные техники не только стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации у детей, но и вызывают желание творить дальше.
Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью я провела ряд консультаций: «Роль семьи в развитии творческих способностей дошкольников», «Как организовать домашнюю лепку и рисование».
Проводила организованную образовательную деятельность для родителей и педагогов. Вовлекала родителей в активную творческую совместную деятельность. Результатами этой деятельности стали выставки творчества детей и родителей группы: выставка «Чудесные превращения», «Домики для пташек», «Новогодний калейдоскоп», «Новая жизнь старой газеты.
В своей работе тесно сотрудничаю с коллегами: выступаю на педагогических советах, методических объединениях, провожу консультации.
Являясь активным пользователем сети интернет, участником педагогических сообществ, размещаю свои материалы и разработки в социальных сетях педагогических работников. Имею сертификаты и свидетельства.
Полноценное взаимодействие всех участников образовательного процесса дало возможность добиться положительных результатов. Результаты диагностики развития художественно - творческих способностей детей свидетельствуют о положительной динамике: появилась увлеченность изобразительным процессом; формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук; дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, творческих работах, ставить цели и выполнять их; показателем и результатом работы можно считать то, что мы с детьми постоянно устраиваем творческие выставки рисунков, украшаем группу своими картинами, готовим подарки взрослым к праздникам.
Правильно организованная работа, направленная на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности повысила у детей не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты. Результатом своей работы считаю, не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.