Получи документы

Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи

Виктория Коковихина
Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи

Овощи

Какой, какая.

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей (огурец, свекла, репа, помидор, кабачок, капуста, лук, чеснок, морковь, картошка и т. п.).

Описание игры: показываем картинки, спрашиваем: «Что это?» - «Это помидор» - «Какого он цвета?» - «Помидор красный». Эта же игра с определением формы и вкуса.

Какой, какая, какие.

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

Оборудование: картинки или муляжи овощей.

Описание игры: чтобы узнать о цвете и величине предмета надо задать вопрос: «Какой? Какая?». Выставляют два помидора и показывают их по очереди – большой и маленький. Вопрос: «Какой?» (большой, красный и т. д.) Выставляют морковку, вопрос: «Какая морковь?» (оранжевая, длинная, вкусная, сочная и т. д.). Выставляют два огурца, вопрос: «Какие?» (зеленые, хрустящие, овальные и т. д.).

Чтобы узнать о форме, величин, цвете и вкусе предмета надо задать вопросы: какой, какая, какие. Предлагаем детям назвать как можно больше признаков каждого овоща.

Что приготовим?

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

Оборудование: картинки овощей.

Описание: «Собрали много овощей, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из капусты?» (капустный) и т. п.

Описание: Попросить ребенка: «Скажи, из чего приготовлены эти соки, как они называются?» (сок из моркови - морковный и. т. п.).

Фрукты

Загадай-ка

Цель: учить детей использовать в речи качественные прилагательные.

Оборудование: муляжи, картинки фруктов.

Описание: просим ребенка: «Загадай фрукт, назови его цвет и форму, а я попробую отгадать».

Отгадай-ка

Цель: закрепить навык понимания качественных прилагательных.

Оборудование: муляжи, картинки фруктов.

Описание: спросить ребенка: «Что это может быть за фрукт?»

А) если цвет этого фрукта не желтый, то это может быть (апельсин); не зеленый (гранат); не синий (банан) и т. п.

Б) если форма этого фрукта не овальная, то это может быть (апельсин, груша); не круглая (банан) и т. п.

В) не круглый и не желтый (груша, слива, не овальный и не зеленый (апельсин, яблоко, не круглый и не оранжевый (груша, банан) и т. п.

Приготовим сок.

Цель: закрепить навык образования относительных прилагательных.

Оборудование: картинки, муляжи фруктов.

Описание: предлагаем детям придумать свой сок и назвать его (яблочный, грушевый, яблочно-грушевый и т. п.)

Хлопни, топни.

Цель: закрепление понимания прилагательных.

Описание игры: «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, которое можно употребить, говоря про фрукты, топни ногой, если так сказать про фрукты нельзя». (Сладкий, соленый, нарядный, овальный, сочный, печальный, веселый, аппетитный, круглый, квадратный, твердый и т. п.).

Дикие животные

Кто какой

Цель: закрепление прилагательных в речи.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Описание: предлагаем ребенку подобрать слова, описывающие животных (медведь – косолапый, неуклюжий, бурый; лиса – хитрая, рыжая; белка – проворная, быстрая, прыгучая; заяц – быстрый, осторожный, трусливый, косой).

Цель: закрепление прилагательных в речи.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Описание: предлагаем ребенку продолжить предложение.

А) Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый)

Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая)

В) У ежа иголки, он … (колючий) и т. п.

Кто это?

Цель: закрепление прилагательных в импрессивной речи.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Описание: «Угадай про кого я говорю: лохматый, косолапый – это (медведь); серый, колючий – это (еж); рыжая, проворная, прыгучая - это (белка); серый, злой – это (волк); маленькая, быстрая – это (белка); рыжая, хитрая – это (лиса); серый, маленький, трусливый – это (заяц).

Путаница

Цель: закрепление понимания притяжательных прилагательных.

Оборудование: картинки с изображением животных, с чужими хвостами.

Описание: «Здесь нарисованы животные с чужими хвостами, скажите: у кого лисий хвост (у медведя); у кого беличий хвост (у зайца); у кого медвежий хвост (у лисы); у кого заячий хвост (у белки).

Оборудование: картинки с изображением животных, с чужими хвостами.

Описание: «Чей у медведя хвост? (лисий). Чей хвост у лисы? (медвежий). Чей хвост у белки? (заячий) Чей хвост у зайца? (беличий)».

Домашние животные.

Собери животное.

Цель: закрепление притяжательных прилагательных в экспрессивной и импрессивной речи.

Оборудование: картинки с частями тела животных (корова, лошадь, коза, кошка, собака).

Описание: «Покажите на картинке кошачий хвост. Найдите на картинке козью голову» и т. п.

Ребенок отвечает на вопросы: «Это чья голова?» (козья) и т. п.

Путаница.

Цель: закрепление притяжательных прилагательных в экспрессивной речи.

Оборудование: картинки с изображением животных, где заменена одна часть тела.

Описание: Ребенок смотрит на картинку и говорит: «У меня лошадь, а хвост кошачий. Мне нужен лошадиный хвост» или «У меня собака, а уши козьи, мне нужны собачьи уши».

Оборудование: картинка со странным животным (голова свиньи, туловище лошади, хвост кота, копыта коровы).

Описание: какие домашние животные объединены в этом странном существе? Чей у животного хвост? Чья голова? Чье туловище? Чей хвост? Чьи копыта?

Посуда

Что из чего?

Цель: закрепление словообразования относительных прилагательных,

согласование их с существительными.

Оборудование: картинки с изображением посуды.

Описание: детям предлагается продолжить предложение.

Это посуда из стекла, значит это (стеклянная) посуда.

Мама купила новую (стеклянную) посуду.

Ми пьем чай из (стеклянной) посуды

Мама наливает воду в (стеклянную) посуду.

Это посуда из глины, значит это (глиняная) посуда.

Мама насыпала муку в (глиняную) посуду.

Таня высыпает муку из (глиняной) посуды.

А это посуда из металла, значит это (металлическая) посуда.

Мама ставит на плиту (металлический) чайник.

Это чашка. Она сделана из фаянса. Это (фаянсовая) чашка.

Петя уронил и разбил (фаянсовую) чашку.

Это солонка для соли. Она из дерева, значит солонка (деревянная).

Это блюдо из пластмассы. Оно (пластмассовое).

Этот сервиз из тонкого фарфора. Это праздничный (фарфоровый) сервиз.

Оборудование: настоящая игрушечная посуда (глиняная, деревянная, фарфоровая, металлическая, пластмассовая, стеклянная).

Описание: Просим ребенка: «Покажи стеклянную посуду» и т. п.

Описание: Предлагаем ребенку рассказать, из чего сделана та или иная посуда. Например, «Эта ложка сделана из дерева – она деревянная» и т. д.

Одежда

Из чего.

Цель: закрепление в речи относительных прилагательных.

Оборудование: игрушечная одежда из разных тканей (джинсовая юбка, шелковая кофта, вельветовые брюки, шерстяная шапка, льняная рубашка, кожаная куртка).

Описание: просим ребенка рассказать из чего сшита одежда, и какая она, например:«Эта шуба, сшита из меха, она меховая» и. т. п.

Угадай.

Цель: закрепление понимания относительных прилагательных.

Оборудование: игрушечная одежда из разных тканей (джинсовая юбка, шелковая кофта, вельветовые брюки, шерстяная шапка, льняная рубашка, кожаная куртка).

Описание: предлагаем ребенку найти шелковую, меховую, вельветовую, джинсовую, шерстяную, льняную одежду.

Скажи наоборот.

Цель: закрепление в речи антонимов.

Описание: предлагаем ребенку сравнить предметы. Сказать наоборот.

Большой – (маленький (мяч)

Высокий – (низкий (стул)

Например: «Этот мяч большой, а этот (какой) маленький» и т. п.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 4 февраля 2025 в 06:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Коковихина (УИ 128331) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД