Татьяна Цыганкова
Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
«Сенсорное развитие младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории:
Цыганкова Т. А.
Актуальность
Публикация «Опыт работы „Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания
• является основой для интеллектуального развития,
• развивает наблюдательность, внимание,
• позитивно влияет на эстетическое чувство,
• является основой для развития воображения,
• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,
• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,
• влияет на расширение словарного запаса ребенка,
• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
•
Период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка
Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.
Виды сенсорных ощущений :
- визуальные (зрительные);
- осязательные;
- обонятельные;
- слуховые;
- вкусовые.
Основные методы и формы обучения детей
- педагогические ситуации;
- игровые образовательные ситуации;
- работа с предметными и сюжетными картинками;
- дидактические игры и упражнения на закрепление понятия формы, цвета, величины;
- упражнения на развитие мелкой моторики, зрительного восприятия;
- задания на выполнение предметных действий;
- элементарные продуктивные действия
Центр сенсорного развития
Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, где поместила разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаику).
Изготовление дидактических игр своими руками
Мною были изготовлены ряд дидактических игр :для закрепления понятия форм,цвета, дидактическая игра Весёлая пирамидка, и так далее.
Опыт работы свидетельствует : многое можно сделать своими руками. Если только захотеть! Когда видишь в глазах детей радость, благодарность, то получаешь такой заряд положительных эмоций, что просто не можешь остановить полет творчества и продолжаешь радовать своих детей все новыми и новыми сюрпризами.
Развитие восприятия формы
При знакомстве с формой учу различать предметы с помощью операции сравнения предметов. Например, побуждаю детей подыскивать сравнения: «На что мячик похож по форме?». Произношу фразу типа : «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме как яблоко». Далее предлагаю найти детям самостоятельно объекты с данным значением признака (круглое по форме колесо, солнце, побуждаю к составлению сравнений.)
Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Задания расположены с постепенным усложнением.
Развитие восприятия цвета
• развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении;
• познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);
• развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.
При знакомстве с цветом - обучаю детей таким практическим действиям как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку.
Например, для восприятия цвета предмета предлагаю детям задания разного типа: «Башня из красных и зелёных кирпичиков».
Задание считается выполненным успешно в том случае, если ребёнок хоть один раз группировал объекты по цвету, даже при беспорядочном их размещении Для закрепления цвета детям предлагаю следующие игры: игры с прищепками, домик с флажками ит. д.
Развитие восприятия величины
• развивать умение ориентироваться на величину предметов;
• соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры;
• закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»);
• обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;
• развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины.
Для правильного определения величины у детей формируются следующие представления:
- подбор одинаковых величин по образцу;
- различение предметов по величине путем прикладывания и наложения;
- закрепление названий предметов разной величины «большой», «маленький», «короткий», «длинный», «узкий», «широкий».
Развитие слухового восприятия
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.
Развитие тактильно- двигательного восприятия
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Используются такие игры как Бизиборд, пальчиковый театр, и так далее.
Работа с родителями
Консультации и беседы о роли дидактических и развивающих игр для малышей
Помимо традиционных дидактических игр, родители своими руками изготовили разные дидактические игры и пособия из бросового материала, которые способствуют обогащению предметно – развивающей среды.
В результате специально организованных игр дети:
- учатся обследовать предметы, выделяя их признаки;
- учатся соотносить предметы по форме, цвету и величине;
- устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название
Уровень сенсорного развития детей повысился. Дети проявляют интерес к совместному с педагогом и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.