Папки-передвижки

Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Татьяна Цыганкова
Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы на тему :

«Сенсорное развитие младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории:

Цыганкова Т. А.

Актуальность

Публикация «Опыт работы „Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр“» размещена в разделах

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания

• является основой для интеллектуального развития,

развивает наблюдательность, внимание,

• позитивно влияет на эстетическое чувство,

• является основой для развития воображения,

• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,

• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,

• влияет на расширение словарного запаса ребенка,

• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

Виды сенсорных ощущений :

- визуальные (зрительные);

- осязательные;

- обонятельные;

- слуховые;

- вкусовые.

Основные методы и формы обучения детей

- педагогические ситуации;

- игровые образовательные ситуации;

- работа с предметными и сюжетными картинками;

- дидактические игры и упражнения на закрепление понятия формы, цвета, величины;

- упражнения на развитие мелкой моторики, зрительного восприятия;

- задания на выполнение предметных действий;

- элементарные продуктивные действия

Центр сенсорного развития

Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, где поместила разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаику).

Изготовление дидактических игр своими руками

Мною были изготовлены ряд дидактических игр :для закрепления понятия форм,цвета, дидактическая игра Весёлая пирамидка, и так далее.

Опыт работы свидетельствует : многое можно сделать своими руками. Если только захотеть! Когда видишь в глазах детей радость, благодарность, то получаешь такой заряд положительных эмоций, что просто не можешь остановить полет творчества и продолжаешь радовать своих детей все новыми и новыми сюрпризами.

Развитие восприятия формы

При знакомстве с формой учу различать предметы с помощью операции сравнения предметов. Например, побуждаю детей подыскивать сравнения: «На что мячик похож по форме?». Произношу фразу типа : «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме как яблоко». Далее предлагаю найти детям самостоятельно объекты с данным значением признака (круглое по форме колесо, солнце, побуждаю к составлению сравнений.)

Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Задания расположены с постепенным усложнением.

Развитие восприятия цвета

развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении;

• познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.

При знакомстве с цветом - обучаю детей таким практическим действиям как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку.

Например, для восприятия цвета предмета предлагаю детям задания разного типа: «Башня из красных и зелёных кирпичиков».

Задание считается выполненным успешно в том случае, если ребёнок хоть один раз группировал объекты по цвету, даже при беспорядочном их размещении Для закрепления цвета детям предлагаю следующие игры: игры с прищепками, домик с флажками ит. д.

Развитие восприятия величины

развивать умение ориентироваться на величину предметов;

• соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры;

• закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»);

• обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;

развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины.

Для правильного определения величины у детей формируются следующие представления:

- подбор одинаковых величин по образцу;

- различение предметов по величине путем прикладывания и наложения;

- закрепление названий предметов разной величины «большой», «маленький», «короткий», «длинный», «узкий», «широкий».

Развитие слухового восприятия

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Используются такие игры как Бизиборд, пальчиковый театр, и так далее.

Работа с родителями

Консультации и беседы о роли дидактических и развивающих игр для малышей

Помимо традиционных дидактических игр, родители своими руками изготовили разные дидактические игры и пособия из бросового материала, которые способствуют обогащению предметно – развивающей среды.

В результате специально организованных игр дети:

- учатся обследовать предметы, выделяя их признаки;

- учатся соотносить предметы по форме, цвету и величине;

- устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название

Уровень сенсорного развития детей повысился. Дети проявляют интерес к совместному с педагогом и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Развитие сенсомоторных навыков – главная задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Первый сенсорный опыт дети получают.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
Опубликовано: 4 мая 2021 в 10:42
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Цыганкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД