Ирина Кадомская
Опыт работы на тему: «Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра, характером которой определяются речевые функции, содержание и средства общения.
Публикация «Опыт работы на тему: „Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Я хочу представить вашему вниманию свой опыт использования игровой деятельности как средства повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста.
Целью моей работы в данной области являлось обеспечить развитие познавательной и речевой активности детей, формирование культуры речевого общения посредством организации игровой деятельности детей.
Достижение поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1. Обогащением активного словаря детей и его активизацией, совершенствованием диалогической и монологической речи;
2. Обеспечением развития у ребёнка чувства уверенности в себе, в своих силах, реализованности своих возможностей, настойчивости в достижении целей.
3. Обеспечением развития речевого аппарата, мимической мускулатуры, дыхательной системы.
4. Содействие развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, память.
5. Пробуждением чувства доброжелательного отношения, желания общаться друг с другом, умения вести себя в коллективе сверстников.
Актуальность
Младший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов. В настоящее время все больше внимания уделяется речевому развитию дошкольников, формированию устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта ориентирует педагогов на игровой характер процесса образования, поскольку игра является наиболее доступным и интересным для дошкольника видом деятельности.
Формирование речевой активности детей посредством игры я обеспечивала, основываясь на принципах:
целостного представления о мире;
психологической комфортности;
учета индивидуальных способностей детей;
творчества;
вариативности.
В своей работе я использовала следующие современные технологии:
- игровую;
- личностно-ориентированного взаимодействия;
- здоровье сберегающую;
- информационно-коммуникационные (ИКТ, презентация).
Игра взаимодействует со всеми образовательными областями, так как любая из них может проходить в игровой форме.
Весь воспитательно-образовательный процесс направлен на развитие творческих, коммуникативных и интеллектуальных способностей детей, потому что я уверена, что все мои дети талантливы.
Во время игровых занятий я помогаю детям развивать все 10 видов интеллекта, описанных ученым и психологом Тони Бьюзеном, автором методики запоминания и организации мышления.
Для решения поставленных задач я выделила основные направления моей деятельности :
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей повышению речевой активности посредством игры.
2. Организация работы с детьми через игровую деятельность.
3. Взаимодействие с родителями дошкольников.
Развивающая предметно-пространственная среда в моей группе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Она является содержательно-насыщенной, трансформируемой, многофункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Значительная часть времени отводится для самодеятельных игр по инициативе и выбору детей. Я создала условия для вариативной игровой деятельности, наполнила игровое пространство разнообразными игрушками, предметами-заместителями, многофункциональными материалами для игрового творчества, развивающими настольно-печатными и другими играми.
На мой взгляд, повышению речевой активности детей способствует не только создание развивающей пространственно-предметной среды, но и использование различных видов игр во всех режимных моментах: во время утреннего приема детей, во время умывания, прогулок с детьми и других
В своей работе я использую следующие формы игровой деятельности :
• сюжетно-ролевые игры
• театрализованные игры
• дидактические игры
• подвижные игры
• игры-забавы, игры- развлечения
• строительно-конструктивные игры
Разнообразные по виду и содержанию игры позволяют осуществить различные подходы к ребенку, отыскать пути гармоничного развития.
Мною был разработан перспективный план развития речи посредством игры на год, который основан на принципе «от простого к сложному». Поставленные задачи решаются в ходе занятий, проводимых в игровой форме, вызывающих у детей большой интерес и не приводящих к их переутомлению.
Особое место в развитии детей занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия.
С помощью дидактических игр я побуждаю детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в разных ситуациях.
Мною были разработаны дидактические игры :
1. «Веселый паровозик» - каждый вагончик – самостоятельная дидактическая игра для индивидуальной и групповой работы с детьми по развитию речи.
2. «Волшебное дерево» - обучает детей умению правильно употреблять предлоги в речи.
Немаловажное значение имеют театрализованные игры, способствующие развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Для уголка театрализованной деятельности мною совместно с родителями детей были изготовлены различные виды театров: кукольный, настольный, театр на фланелеграфе, пальчиковый и другие. Инсценирование сказок дети могут осуществлять как самостоятельно, так и с моей помощью, тем самым развивая мелкую моторику, речь, воображение, память.
Подвижные игры в младшем дошкольном возрасте имеют сюжетную основу. Они побуждают детей к подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
Сюжетно-ролевая игра, позволяющая детям проявлять наибольшую творческую самостоятельность, оказывает положительное влияние на развитие речи. Зачастую, дети самостоятельно придумывают сюжет игры и игровых персонажей, подбирают предметы для игры, распределяют роли и выполняют игровые действия. Например, ребенок может отправиться в открытый космос, построив из стульев ракету, поехать к морю на поезде, который соорудит из дивана.
Для обеспечения сюжетно-ролевых игр в группе созданы тематические игровые зоны : «Парикмахерская», «Магазин» «Больница», «Автомастерская», «Столовая», уголок Ряженья.
Для развития речевой активности детей мною дополнительно были проведены:
1. Педагогический фестиваль для воспитателей детского сада с использованием презентации – Игра-путешествие «В зимнем лесу».
2. Физкультурно-речевой досуг «Зимние забавы малышей».
3. Литературная гостина «Прощание с осенью», на котором дети рассказывали стихотворения с использованием мнемотаблиц, изготовленных дома совместно с родителями.
4. Развлечение «День смеха»
Совместно с музыкальным руководителем были проведены развлечения:
• «Лисичка в гости к нам пришла»
• «Проделки лисички-сестрички»
• «Праздник бантиков»
Организуя работу по повышению речевой активности посредством игры, я старалась действовать в тесном контакте с родителями моих воспитанников, потому без взаимных усилий было бы очень трудно, ведь именно родители – первые учителя и воспитатели, и сила их воздействия на детей велика.
Во взаимодействии и сотрудничестве с родителями, построенного на принципе совместной деятельности, можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания.
В своей работе взаимодействие детского сада и семьи по развитию игровой деятельности детей я осуществляю в формах, представленных на слайдах
Все это помогло мне максимально создать условия для вовлечения родителей непосредственно в образовательную деятельность, научить их находить новое в привычном, познакомить их с основными принципами и способами образовательного процесса.
Подводя итог своей работы могу с уверенностью сказать, что игровая деятельность способствует :
• Формированию речевых навыков, обогащению активного словаря и связной речи у детей.
• Росту проявления инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры.
• Появлению интереса к использованию детьми различных атрибутов и предметов заместителей в игре.
• Развитию у детей свободного общения со взрослыми и другими детьми.
• Развитию умения передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
• Повышению уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
И закончить свой опыт работы я хочу словами известного английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира: «Вся наша жизнь – игра, а люди в ней актеры!»