Папки-передвижки

Опыт работы «Пластилинография как средство развития художественно творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Евгения Осинцева
Опыт работы «Пластилинография как средство развития художественно творческих способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Осинцева Евгения Анатольевна. Сегодня я хочу представить опыт работы по теме : «Пластилинография – как средство развития художенственно – творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Публикация «Опыт работы „Пластилинография как средство развития художественно творческих способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к творчеству.

Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.

В 2014 году я начала работу по самообразованию по данной теме. Перечитав множество литературы, я поняла, что данное направление деятельности будет интересно детям и решила создать кружок. С первого занятия я поняла, что не ошиблась с выбором темы. Дети увлечённо работали, загорались новыми идеями, им нравилось, что всё всегда получается. Особенно подкупает детей то, что оказывается, пластилином можно рисовать, а не только лепить.

Творческое мышление дошкольников проявляется на основе оригинальности, гибкости, продуктивности и разработанности продуктов творческой деятельности.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление; способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Исходя из вышеизложенного была определена ЦЕЛЬ: всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Исходя из цели мною были определены следующие ЗАДАЧИ:

1. Научить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

2. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

3. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.

4. Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять различные способы изображения.

5. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

6. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

7. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Для того чтобы вести работу планомерно и последовательно мною были определены три основных этапа работы :

Подготовительный.

1. Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца;

2. Выработать правильную постановку пальца;

3. Овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика между двумя пальцами, жгутиков, косичек, выполнение рельефа, наложение деталей;

4. Научиться работать на ограниченном пространстве.

Основной.

1. Научиться не выходить за контур рисунка.

2. Размазывать пальцем пластилин по всему рисунку.

3. Использовать несколько цветов пластилина.

4. Освоить умение пользоваться специальной стекой-печаткой.

5. Доводить дело до конца.

6. Работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий.

7. Действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

Итоговый.

1. Научиться самостоятельно решать творческие задачи.

2. Выбирать рисунок для работы.

3. Самостоятельно выполнять задания.

4. Сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Кружковая работа проводится 1 раз в 2 недели по следующим формам: групповая (10 – 12 человек) и индивидуальная.

При комплектовании группы я обращала внимание на личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.

Индивидуально работаю с наиболее одарёнными детьми, что позволяет дать им дополнительные знания, умения и навыки; расширить возможности в изобразительной деятельности.

Деятельность с детьми целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать их деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Но спонтанные идеи в нашей группе возникают до сих пор. И их реализация доставляет детям наибольшее удовольствие, от того, что идея принадлежит им.

Основными средствами, которые я использую в работе, являются:

Художественные средства :

Пластичный материал (разноцветный пластилин).

• Бросовый и природный материал.

• Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).

Наглядные средства :

• Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.

• Таблицы с технологическими карточками способов лепки.

• Образцы работ, фотографии.

• Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений (слайд-шоу, презентации).

Технические средства :

• Музыка.

• Видеофильмы.

• Слайд – шоу, презентации.

Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.

Особое внимание уделяю и предметно – развивающей среде : цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки.

Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.

Но самое удивительное то, что в наш творческий процесс присоединились родители.

По данным проведенных анкетирования, бесед выяснилось, что у большинства дома не имеется материала для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски). Родители и сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, и не учат своих детей работе с изобразительным материалом. Проводимые с родителями различные консультации, мастер – классы, выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей создали уголки творчества в домашних условиях.

Итак, я считаю: проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, что отслеживается по разработанной мною педагогической диагностике, результаты которой показывают:

• У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом посещают кружок «Пластилинография».

• В работах детей преобладают новизна и оригинальность.

• Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.

• У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.

• Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.

• Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).

За время работы кружка мною были изготовлены несколько альбомов в помощь воспитателю и детям для усвоения и понимания нового материала. Так же был составлен перспективный план работы кружка на год с привлечением родителей. В приемной создан информационный стенд для родителей по работе с пластилином, даны рекомендации, неоднократно проводились консультации, родительские собрания, мастер классы.

Несмотря на то, что работа уже ведется по освоению детьми новой нетрадиционной техники работы с пластилином, мною намечены новые задачи на следующий учебный год:

1. Разработать перспективный план работы кружка для старшей группы.

2. Учить детей использовать в своих работах новый прием работы с пластилином : путем вливания цвета в цвет.

3. Использовать вспомагательные предметы в своей работе (перышки, горошки, бусины, пайетки и т. д.)

4. Для успешного освоения навыков пластилинографии использовать в работе следующие приемы : воспроизведение движений в воздухе, работа детей на общем фоне.

5. Создание новых дидактических игр.

6. Организация родительского клуба.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.

2. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

3. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.

2. Выготский Л. С. «Психология искусства» - М. : Педагогика, 1987 – 345 с.

3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.

4. Давыдова Г. Н. «Пластилинография : анималистическая живопись» - Скрипторий 2003, 2008.

5. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

6. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «Детство-ПРЕСС», 2005.

7. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – Спб, 2002

8. Казакова Т. С. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под редакцией Р. Г. Казаковой. М., 2004.

9. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М. 2008.

10. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М., 1976.

11. Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. – «Олма Медиа Групп», 2009.

12. Лыкоква Л. И. программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : «Карапуз-Дидактика», 2007.

13. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика – Синтез, 2011.

14. Селивон В. А. «Пластилиновая страна Лепилка» - Минск: «Попури», 2010.

15. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. – «ТЦ СФЕРА», 2010.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Пескография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возрастаПескография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Пескография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Ольга Никулина. Ребенок живет в мире всевозможных.

Декоративная аппликация как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста В сложившейся ситуации в экономике остро стоит проблема импортозамещения. В этой связи техническое образование в России выходит на лидирующие.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Подготовка основы для выполнения поделки. Нужно взять лист белого картона (это будет аквариум) и наклеить на него картон голубого.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста Природа наделила детей способностью ярко, эмоционально сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Даже нейрофизиологически дети видят.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Именно в детстве закладывается.

Опыт работы «Художественный труд как основа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» 2 слайд Актуальность Одна из приоритетных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлена.

Опыт работы на тему «Нетрадиционные методы рисования как средство развития творческих способностей дошкольников» Введение. «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития.

Опыт работы на тему «Нетрадиционные методы рисования как средство развития творческих способностей дошкольников» Введение. «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития.

Опыт работы. Нетрадиционная техника ИЗО как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд. Нетрадиционная техника изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Тема нашей работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры» Игра- ведущий вид деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Пластилинография как средство развития художественно творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 апреля 2016 в 12:49
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Пластилинография как средство развития художественно творческих способностей у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Осинцева (УИ 249218) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД