Альбина Андросова
Опыт работы «Музыкальные инструменты как средство развития дошкольников с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы музыкального руководителя Андросовой А. В.
МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 7 города Моздока, РСО – Алания 2019 г.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Публикация «Опыт работы „Музыкальные инструменты как средство развития дошкольников с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуются мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни, а у детей с патологией зрения способствует развитию сохранных анализаторов (слуха, осязания). Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия – пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление и запоминание, таким образом, оказывает влияние не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольника, развивает их музыкальные способности, воображение, стремление к достижению цели.
Я много лет работаю в детском саду по коррекции зрения и хочу сказать, что за последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей с патологией зрения. Эти дети нуждаются не только в медицинской коррекции зрительных нарушений, но и в педагогической коррекционной работе по сохранению и развитию функций сохранных анализаторов и коррекции вторичных отклонений.
Наш детский сад работает по «Программе специальных коррекционных образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под редакцией Л. И. Плаксиной. В саду созданы условия, позволяющие успешно решать задачи лечения, воспитания, образования детей с нарушением зрения. Но такой вид музыкальной деятельности как «Обучение детей игре на музыкальных инструментах» в программе Плаксиной не предусмотрен. А я считаю, что этот раздел в художественно-эстетическом развитии необходим для наших детей.
Изучив дополнительную методическую литературу, решила внедрить эту деятельность в работу с детьми.
Я бы хотела рассказать вам о некоторых особенностях наших детей потому, что работа с детьми, имеющими какие – либо нарушения зрения, вызывает определенные трудности. На фоне зрительной патологии возникают следующие недостатки, которые приходиться учитывать в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Это: невысокая двигательная активность, общая медлительность, по-вышенная утомляемость, у детей возникают затруднения в прослеживании движущихся объектов, непроизвольное и неустойчивое внимание, неуве-ренность в себе, у одних - крайняя зажатость, а у других наоборот - сильная расторможенность, неуправляемость, нарушение координации движений.
Знание особенностей развития детей с нарушением зрения указывает на актуальность и необходимость коррекционно-оздоровительной работы. Потому, что дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми художественно-эстетическое развитие оказывает лечебное воздействие. Поэтому я считаю, что игра на детских музыкальных инструментах помогает преодолению излишней застенчивости и скованности. Дает детям возможность реально развивать музыкальные и творческие способности, формировать эмоциональную сферу, обогащает музыкальные впечатления, стимулирует слуховое внимание, развивает волю, стремление к достижению цели и воображение. Способствует развитию музыкальной памяти. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах связано со многими видами деятельности. Оно хорошо влияет на развитие у детей зрительного восприятия, глазодвигательных функций, фиксации взора на предмете, прослеживающей функции глаз и слухового внимания, а самое главное развивает мелкую моторику пальцев и кистей рук.
По моей инициативе в каждой группе д/сада создана развивающая предметно-пространственная среда по художественно-эстетическому развитию.
Целью функционирования музыкального уголка является создание условий, которые обеспечат эмоциональное благополучие детей. Формирование у детей умений и навыков в игре на детских музыкальных инструментах.
Задачи –
* Развитие творческих способностей в процессе игры и музицировании на музыкальных инструментах, т. е. инструментальному творчеству.
* Развитие музыкального слуха и мелкой моторики рук.
В нашем детском саду имеется большая база детских музыкальных инструментов и с каждым годом она пополняется. В наличии имеются: металлофоны, ксилофоны, колокольчики, бубны различной величины, маракасы, кастаньеты, треугольники, трещотки, деревянные ложки.
Наряду с фабричными инструментами имеются инструменты, изготовленные моими руками, а также с помощью родителей и воспитателей (картонные, пластмассовые, металлические) шумовые инструменты, наполненные природным материалом (шишками, орехами, крупами, камешками, ракушками.
За счет специальных упражнений, созданных мною, мне удается регулировать мышечные усилия пальцев и кистей рук через игру на детских музыкальных инструментах.
В младшем возрасте начинаю с упражнений на регулирование силы движения руки, формирование способности увеличивать и уменьшать ее в соответствии с темпом и динамикой (барабан, бубен для извлечения звука ударяют кулачком или палочкой, погремушка потряхивание, встряхивание: горизонтальные и вертикальные движения инструментом). Это дает нагрузку на кисть руки, но не активизирует работу пальцев. Регулируя мышечные усилия в младшем возрасте через игру с погремушкой, барабаном, бубном, я формирую навык дозированного и дифференцированного напряжения кисти, развиваю зрительно моторную координацию.
В старшем возрасте для развития мышечной силы и стимулирования движений пальцами, развития чувствительности подушечек пальцев рук, для отработки действия двумя руками использую следующие упражнения:
- надавливание поочередно пальцами на клавиши музыкальных инструментов (пианино, аккордеон);
- перебор пальцами по всей длине палочки (дудочка, флейта) ;
- поочередное отстукивание ритма каждым пальчиком на музыкальном инструменте (бубен, барабан, металлофон) ;
- ассиметрическое постукивание ( поочередное постукивание руками: два раза одной, один раз другой, графическое изображение 2-1-2, 1-2-1, 2-1-1-2) ;
- поочередное отстукивание ритма каждым пальцем в заданном темпе по поверхности стола (на каждый пальчик ребенка надевается наперсток, изготовленный мною из бросового материала) ;
- перебор струн щипковых инструментов (арфа, гусли) ;
- потряхивание и встряхивание бубенцов, одетых на кисти рук. ;
- отхлопывание ритма ладонями по столу, затем чередуя положения: ладонь- ребро (одной и двумя руками) .
Каждое мое занятие включает две части:
1. - упражнения для рук
2. -знакомство детей с приемами различных видов предметно практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику, осязательно-зрительное обследование детских музыкальных инструментов, игру на них и т. д.
Работу провожу индивидуально, с подгруппой или группой детей в зависимости от уровня развития осязательной чувствительности и моторики рук, а так же музыкальных способностей детей, особенностей познавательного развития.
Начинаю упражнения в медленном темпе, постепенно ускоряя и увеличивая количество повторений, при этом слежу за четкостью и ритмичностью их выполнения.
Считаю, что только многократное повторение манипуляций с инструментами в системе способствуют преодолению недостатков развития предметно практических действий, как в умственном, так и в моторном плане. Особое внимание уделяю развитию навыка последовательного выполнения всех предметных действий и операций. Усложнение действий с инструментами происходит только при совместных действиях меня и ребенка.
Большое внимание уделяю созданию на музыкальных занятиях условий эмоционального комфорта. Это позволяет мне развивать устойчивый интерес к музыкальной деятельности вообще, и особенно при обучении игре на детских музыкальных инструментах. Мне удается снять психологическую зажатость, развить эмоциональную сферу. Если ребенок затрудняется в выполнении действий, то я беру руки ребенка в свои и его руками совершаю нужные движения до тех пор, пока он не почувствует, что все понял и может действовать сам.
Мое направляющее воздействие заключается в специфических вопросах, указаниях, показах и повторах действий. Это стимулирует качество и результативность действий детей, а так же способствует формированию самостоятельного анализа и исполнения. Многократное повторение заданных схем действий приводит к автоматизации и нарастанию точности качества результатов. Дети начинают ориентироваться на темп и ритм действий. А так же на время их выполнения. Действия их становятся ритмичными, более четкими и точными.
Одним из главных способов обучения детей игре на музыкальных инструментах является – игра по слуху. А для этого необходимо, чтобы инструментальные попевки и упражнения, при разучивании, сопровождались пением, так как пропевание позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховое представление.
Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах. При подборе музыкально-дидактического материала учитываю зрительные и возрастные особенности детей.
Ритм и музыкально-ритмическое воспитание занимает ведущую роль в элементарном музицировании. А для этого включаю в работу с детьми ритмические карточки. Хочу отметить, что демонстрационный материал для детей с нарушением зрительной функции должен быть интересно и красочно оформлен. К примеру, игрушки и карточки должны быть крупного размера и яркого цвета.
Большое удовольствие получают дети, когда я предлагаю им самостоятельно озвучить рассказ. Распределяем роли. Каждый выбирает подходящий для его роли музыкальный инструмент. Все это подталкивает ребенка на самостоятельное видение образа, импровизацию и воображение. А закончить это можно одновременным звучанием всех инструментов, то есть оркестром.
Детские музыкальные инструменты подбираю такие, чтобы они были удобными для использования детьми. К примеру, металлофоны должны быть собраны из пластинок, а не из трубочек, так как по трубочкам детям с нарушенным зрением ударить очень трудно.
В своей работе использую имеющиеся в нашем детском саду информационно-компьютерные технологии, для того чтобы дети могли понять и наилучшим образом выполнить предложенные им задания. Любимыми играми для наших детей стали музыкально-дидактические игры с использованием ИКТ, созданные мной для каждой возрастной группы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.
Так же в своей работе использую здоровье сберегающие технологии это: дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, релаксацию, а зрительная гимнастика, в нашем детском саду, является обязательной частью любого занятия…
Игру на музыкальных инструментах использую в самых различных условиях: Занятия в ансамбле (дуэт, трио, квартет); В музыкально-ритмических движениях. В выступлениях оркестра на праздниках и развлечениях. Я считаю, что игра в оркестре обогащает музыкальное восприятие детей, развивает музыкальный слух и чувство ритма, является очень хорошим коррекционным упражнением для глаз.
Особое место в нашем оркестре занимают деревянные ложки. Стук ложек отлично сочетается с любой мелодией, и маленькие ложкари справляются с любым ритмом и темпом.
Синтез видов музыкальной деятельности, например песня – оркестр, дает возможность наиболее активно задействовать все коммуникативные функции ребенка. Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом коррекционной работы, которую я провожу. Мы часто беседуем с детьми о народных инструментах; слушаем народные песни и танцы в обработке известных авторов;
Благодаря своему опыту я могу обучить педагогов и родителей как приобщить детей к игре на детских музыкальных инструментах, и привить им любовь к музыке.
Участие родителей в процессе моей работы позволяет эффективнее строить работу по данному направлению. Взаимодействие с родителями строю планомерно и целенаправленно. Выявляю семьи, которые с удовольствием бы включились в музыкальную и творческую жизнь детского сада. Провожу тематические беседы, консультации, круглые столы, семинары-практикумы. Родители на праздниках могут почитать стихотворение, спеть песню, а как поднимается настроение у всех в тот момент, когда звучит оркестр в исполнении и родителей, и детей одновременно. Я считаю, что благодаря этому отношения в семье становятся более теплыми и тесными. А для того, чтобы художественно-эстетическое развитие ребёнка было эффективным, я разработала для родителей рекомендации.
Проведя мониторинг зрительного восприятия на начало и конец года, была приятно удивлена. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах хорошо повлияло на развитие у детей глазодвигательных функций, а самое главное развило мелкую моторику пальцев и кистей рук.
В результате систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей художественно-эстетического развития у детей.
Игра на детских музыкальных инструментах способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку, повысилась самооценка детей. У них проявляются такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремлённость, желание показать свои достижения зрителям. Все это подтверждает правильную направленность моей деятельности.
Не без гордости хочу сказать, что, не смотря на все особенности наших детей, мы постоянно участвуем и чаще всего побеждаем во всех районных конкурсах. Многие наши дети продолжают свое музыкальное развитие в музыкальных школах и центрах дополнительного образования. Мы тесно сотрудничаем с педагогами детской музыкальной школы.
Возможно, музыка в будущем станет профессией для кого-то из моих детей. И, без сомнения, я должна стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, выходя из нашего учреждения в жизнь, находил для себя в музыке «опору и утешение».
Считаю, что данный опыт работы может быть использован педагогами не только нашего коррекционного ДОУ, но и других общеобразовательных учреждений.