Лучший педагог года

Опыт работы МБДОУ ДС №5 «Ручеёк» по обучению дошкольников правилам дорожного движения

Ирина Логвинова
Опыт работы МБДОУ ДС №5 «Ручеёк» по обучению дошкольников правилам дорожного движения
▼ Скачать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Ручеёк» г. Ипатово

Ипатовского района Ставропольского края

Опыт работы МБДОУ д/с № 5 «Ручеёк» по обучению дошкольников правилам дорожного движения

г. Ипатово

2016г.

По дороге в детский сад

Мы пойдём с тобой, малыш.

Улыбаясь светофору,

Влево, вправо поглядишь.

Чтобы день такой чудесный

Омрачить не смел никто,

Публикация «Опыт работы МБДОУ ДС №5 „Ручеёк“ по обучению дошкольников правилам дорожного движения» размещена в разделах

Правила движенья вместе

Мы усвоим? Да, легко!

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.

Очень важно приобретение таких навыков и привычек, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать, умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.

Одним из приоритетных направлений работы дошкольного образовательного учреждения является:

- формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни и поведенческих навыков в процессе ознакомления с основами безопасного поведения и ознакомления с правилами дорожного движения, осуществление личностного подхода к воспитанию и оздоровлению, развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста, формирование мотивационно - поведенческой культуры детей, как основы безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.

В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.

Работа по обучению правилам дорожного движения в МКДОУ д/с № 5 «Ручеёк» осуществляется по «Программе и методическим рекомендациям по обучению детей правилам дорожного движения в дошкольном учреждении под. ред. Р. М. Литвиновой, М. Б. Перетрухиной.

Главная цель нашей работы по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Мы реализуем её путё м решения нескольких задач:

• усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

• формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

• развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Основные аспекты взаимодействия ребёнка

с «территорией дорожного движения» :

• Ребёнок – пешеход

• Ребёнок – пассажир

• Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, роликовых коньков и др.)

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяем мы сами в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т. д.

Для каждой возрастной группы мы определили свои цели и ориентиры.

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.

Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.

Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью мы осуществляем инновационные подходы в данном направлении и комплексно решаем поставленные задачи:

- воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;

-развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;

-обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.

Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения.

В течение учебного года одну неделю в квартал мы посвящаем этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную проблему. Планирование всех видов деятельности ребё нка в течение недели объединены одной темой: тематические познавательные занятия, практикумы на транспортной площадке, практические занятия на моделях «Наш город», «Наша улица», на игровых площадках, самостоятельное моделирование: составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду и т. д.

Полученные знания детей в рамках «тематической недели», закрепляем затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении целевых прогулок.

Преимущества тематического подхода к планированию и организации занятий по формированию у детей безопасного поведения на улице:

• тематическое планирование позволяет значительно сократить время для занятий, освобождая его для игры, прогулок, оздоровительных мероприятий;

• повышается качество работы, открывается больше возможностей для творчества;

повышается уровень знаний детей и их качество: знания становятся более глубокими и системными;

Материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок лучше усвоит в наглядно-действенной форме с опорой на непосредственное (практическое или игровое) действие с предметами при отражении реальной ситуации.

Уже больше года мы используем в своей работе обучающие мультимедийные занятия: «Знакомство с дорожными знаками», «Школа светофора», тренинг для родителей «Берегите жизнь детей!»

В каждом конкретном случае мы продумываем форму взаимодействия: с группой, с подгруппой или индивидуальную. Как показывает практика, новые знания лучше давать на фронтальных занятиях, а закрепление проводить с небольшими подгруппами и индивидуально.

Работу мы ведё м систематически: не менее 2-3 раз в неделю, беседуем с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т. д.).

Мы приучаем ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объясняем и повторяем детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребё нку: «Стой, дорога, то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Содержание представлений о безопасном поведении на улице,

доступное детям дошкольного возраста.

Общие представления:

• Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон

• Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения :

• Переходить улицу только на зелёный свет светофора.

• Не играть на дороге или около проезжей части.

• Переходить улицу только по пешеходному переходу.

• При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо.

• Знать устройство проезжей части.

• Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Знать правила поведения в транспорте:

• Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения взрослых.

• Не стоять у дверей.

• Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.

• Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.

• Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.

Знать и соблюдать правила поведения во дворе :

• Не ходить никуда без разрешения взрослых.

• Играть только на детской площадке.

• Не играть близко от проезжей части дороги.

• Не кататься по проезжей части дороги.

Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания. Поэтому мы, понимая всю важность данной проблемы, включаем занятия по ПДД во все виды деятельности в ДОУ.

В детском саду на протяжении ряда лет ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Коллективом созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах :

- в группах созданы «Уголки безопасности движения», где проводятся занятия с детьми и сконцентрирован методический и дидактический материал;

- макеты городских улиц (с перекрестками, домами, железной дорогой, с различными видами дорог);

- транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарная машина, скорая помощь).

При обучении педагоги придерживаются принципов систематичности, последовательности, поэтапности, учета возрастных и индивидуальных характеристик.

В МКДОУ д/с № 5 «Ручеёк» г. Ипатово эта работа активно ведется в трех направлениях :

работа с детьми,

работа с педагогами,

работа с родителями.

Организацию работы с детьми по обучению дошкольников правилам дорожного движения мы начали с оснащения предметно развивающей среды. Во всех возрастных группах имеются центры детской деятельности по обучению дошкольников правилам дорожного движения. Хочется отметить, что организация этих центров велась в трех направлениях :

изготовление макетов для сюжетно-ролевых игр,

изготовление дорожных знаков,

изготовление дидактического материала по обучению дошкольников правилам дорожного движения.

Большая работа по обучению дошкольников правилам дорожного движения проводилась воспитателем подготовительной группы Ковалевой Т. М. Уголок по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения был представлен наглядным материалом для детей старшего дошкольного возраста наборами сюжетно-ролевых и дидактических игр.

Воспитанники группы могут самостоятельно знакомиться с переходом улицы по светофору, повторить дорожные знаки соответственно своему возрасту.

Большое внимание при закреплении правил дорожного движения педагоги уделяют дидактическим играм таким, как «Назови правильно дорожные знаки», «Мы по улице идем».

Педагогами групп ежедневно организуются сюжетно-ролевые игры «Мы водители», «По дороге в детский сад», «Мы по городу идем», на которых дошкольников учат правильному поведению на улицах города, знакомят с дорожными знаками.

При беседах с детьми были выявлены следующие типичные ошибки в поведении дошкольников на улице :

-самостоятельный переход проезжей части дороги в неположенном месте,

-игра на проезжей части,

-неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта,

-ходьба по проезжей части при наличии тротуара,

-игра на проезжей части и вблизи нее,

-неосторожность на тротуаре или во дворе дома, куда могут въезжать или выезжать из гаражей автомобили, подвозить грузы заезжая на тротуар.

Поэтому ежегодно в сентябре в ДОУ проходят практические занятия по обучению правилам безопасного поведения на дороге с инспектором ГИБДД.

Педагогами средней группы Крышка Л. К., Чурюдой В. А. была подготовлена и проведена викторина на тему: «Мы пешеходы»,

на которой были поставлены следующие цели:

повторить правила дорожного движения;

учить пользоваться светофором;

развивать речь, внимание;

развивать мелкие движения рук, координацию движений.

Музыкальным руководителем Лысенко Н. М. совместно со старшим воспитателем Логвиновой И. Е. и воспитателем старшей группы был подготовлен сценарий и проведено выступление детской агитбригады по ПДД «Светофорчик». Участниками представления стали воспитанники старших групп МКДОУ д/с № 5.

Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным при условии, если работу по профилактике детского дорожного травматизма педагоги целенаправленно проводят с родителями и взрослыми, сопровождающими детей в дошкольное учреждение.

Помимо этого в нашем детском саду организуются книжные выставки, фотоколлажи, презентации, конкурсы детского рисунка, библиотеки юного пешехода. В детском саду предусмотрены памятки и возможность консультаций для родителей. Предлагается участие родителей в конкурсах и играх – занятиях. Для родителей в каждой группе функционируют информационные центры «Дорожная АЗБУКА», где информация постоянно обновляется. Вопросы освоения правил дорожного движения рассматриваются на педагогических советах, семинарах, педагогических часах, по результатам которых вырабатываются рекомендации по оборудованию уголков обучения детей правилам дорожного движения, примерный план работы с детьми различных возрастных групп, осуществляется её тематическое планирование и подбор материалов для чтения детям. С той же целью в детском саду разработаны рекомендации родителям младших и старших дошкольников.

Анкетирование родителей показало, что 95% родителей придают большое значение изучению правил дорожного движения. В дошкольном учреждении сложилась определенная система педагогического просвещения родителей по правилам дорожного движения.

В детском саду ведётся планомерная работа по воспитанию у дошкольников «дорожной культуры». Методический кабинет детского сада снабжён инструктивным материалом, методической и детской литературой, периодическими изданиями (газета «Добрая дорога детства», плакатами, слайдами, рекомендациями, конспектами, сценариями, материалами, освещающими опыт работы педагогов, взаимодействие с родителями и отделом ГИБДД по основам безопасности и дорожному движению.

Для закрепления программного материала, детям, дают задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Например: "Нарисуй дорогу в детский сад", "Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой", "Придумай сказку, про тот знак, который мы изучали".

Педагогическим коллективом составлены:

• методические рекомендации из цикла "Мама, папа, я - безопасная семья",

• варианты анкет для родителей по исследованию их отношения к изучению правил дорожного движения детьми,

• памятки для родителей, консультации, лекции, конспекты мероприятий: КВН, соревнований, викторин и т. д.

• во всех групповых помещениях оформлены уголки для родителей, где систематически обновляется материал по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Результатом работы ДОУ является отсутствие детского дорожно-транспортного травматизма среди детей, посещающих наш детский сад, а также повышение качества знаний, умений и навыков детей по изучению правил дорожного движения. Данная работа на современном этапе развития системы дошкольного воспитания становится перспективным направлением расширения деятельности и укрепления позиций дошкольных образовательных учреждений.

По итогам диагностики уровня усвоения дошкольниками правил дорожного движения было выявлено, что уровень подготовки воспитанников по отдельным разделам программы значительно возрастает. Дети усвоили правила поведения на улице и в общественном транспорте. Умеют применять полученные знания в играх, развлечениях и повседневной жизни. Рисунки детей по этому разделу отличаются содержательностью и актуальностью. В беседах с детьми было отмечено овладение детьми не только знаниями по этому разделу, но и умением составлять связные, логически правильно выстроенные рассказы по данным разделам, отмечалось владение детьми необходимой информацией.

Уровень организации игровой деятельности по данным разделам был отмечен не только наличием необходимых знаний, знанием ролевых действий, но и правильно подобранным оснащением предметной среды с наличием необходимого игрового материала.

Уровень проведения занятий и развлечений показал высокую заинтересованность детей этим разделом программы. Дети с удовольствием и высоким уровнем подготовки исполняли стихи, песни и танцы по данному разделу программы. Уровень подготовки детей в среднем составил 71,5 %.

Наши воспитанники активные участники районного этапа смотра-конкурса «Зеленый огонек», где занимают призовые места. Ежегодно, два раза в год, в сентябре, апреле, в детском саду проводится декада безопасности дорожного движения «Внимание, дети!», где намечается план работы детского сада по профилактике дорожного травматизма. Данная работа проводится в комплексе: с педагогами, с детьми и родителями.

В план мероприятий входит встреча с сотрудниками ГИБДД, воспитателями, родителями, детьми выпускной группы, на которой сообщается информация о газете «Добрая дорога детства». На групповых и общих собраниях воспитатели знакомят родителей с программными требования по обучению детей правилам дорожного движения, говорят о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице. Анкетирование педагогов и родителей позволяет выявить уровень знаний по профилактике дорожного травматизма и наметить работу в дальнейшем. Единство требований семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к школе, практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения.

Публикации по теме:

Беседа в старше-подготовительной группе по обучению дошкольников правилам дорожного движения Беседа в старше-подготовительной группе по обучению дошкольников правилам дорожного движения. Образовательная область: «Социально – коммуникативное.

Фотоотчёт об обучении дошкольников правилам дорожного движенияФотоотчёт об обучении дошкольников правилам дорожного движения Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшней день является одним из направлений деятельности каждого дошкольного.

Использование нетрадиционных форм работы с детьми и их родителями по обучению правилам дорожного движенияИспользование нетрадиционных форм работы с детьми и их родителями по обучению правилам дорожного движения Использование нетрадиционных форм работы с детьми и их родителями по обучению правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно.

Комплексная НОД по обучению правилам дорожного движения Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №325». Комплексное НОД по обучению правилам дорожного движения.

Конспект непосредственной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения Конспект непосредственной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения. В старшей группе Воспитатель высшей категории:.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения Очень часто мы становимся свидетелями того, как дети переходят дорогу с родителями, они веселы, беспечны, смотрят куда угодно, только не.

Основные формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения В нашем ДОУ вопросу безопасности детей на улицах и дорогах поселка уделяется большое внимание. Профилактика детского дорожно-транспортного.

Памятка для родителей: «Рекомендации родителям по обучению детей правилам дорожного движения». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 34 Памятка «Рекомендации родителям по.

Педагогический проект по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения РЕСПУБЛИКА САХА ЯКУТИЯ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Цветик-семицветик» Поселка Беркакит Нерюнгринского района.

Перспективный план работы по обучению детей подготовительной группы правилам дорожного движения сентябрь 1. Целевая прогулка «Здравствуй, улица». 2. Беседа «История создания правил дорожного движения». 3. Аппликация (коллективная) «На.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы МБДОУ ДС №5 «Ручеёк» по обучению дошкольников правилам дорожного движения
Опубликовано: 27 марта 2017 в 14:44
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы МБДОУ ДС №5 «Ручеёк» по обучению дошкольников правилам дорожного движения» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Логвинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД