Ирина Гавриленко
Обучение дошкольников правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Очень часто мы становимся свидетелями того, как дети переходят дорогу с родителями, они веселы, беспечны, смотрят куда угодно, только не на светофор и движущиеся машины, они следят, зачем угодно, но только не за правильным переходом улицы.
Ребенок стоит, пока стоят взрослые, идет, как только взрослые начинают движение (даже сами родители нарушают правила перехода через дорогу).
В настоящее время дошкольные учреждения стараются обеспечить своим воспитанникам высокий уровень культуры на дороге.
Публикация «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» размещена в разделах
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важнейших проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является обучение детей правилам дорожного движения.
В начале учебного года педагог четко определяет и формирует правила, с которыми будет в дальнейшем знакомить детей. Эта работа проходит в три этапа:
1 этап – педагог собирает фактический материал:
- о местности, где живут дети;
- о транспортных средствах;
- о дорогах и их характеристика (с одностороннем и двустороннем движением, перекрестки;
- наличие дорожных знаков «Пешеходный переход»;
- наличие и характер пассажирского транспорта на близлежащих улицах и др.
2 этап – собрав необходимую информацию, педагог приступает к формированию конкретных правил безопасности. Формулировка этих правил должна быть лаконичной. Например: «Дорогу около детского сада можно переходить только со взрослыми», «Подойдя к арке, остановись и посмотри, не едет ли машина» и т. п.
3 этап – педагог планирует на год последовательность ввода различных правил безопасности, в этой работе педагогам помогают:
- экскурсии (их перекресток, в соседний двор, к остановке и т. д.)
- целевые наблюдения «Сегодня посмотрим, как люди переходят нашу улицу. Кто из людей правильно (неправильно) переходит улицу:
Все мы рано или поздно, обязательно оказываемся в роли пешеходов. Без знаний ребенка элементарных правил пешехода, его жизнь будет подвергаться серьезным опасностям.
Ребенок уже в 5-6 лет должен знать следующие правила :
- переходить улицу можно только на зеленый свет светофора; в местах, предназначенных для перехода («зебра», подземный переход;
- если начал переходить улицу, посмотри, нет никакого движущего транспорта.
- на улице – ходи только по тротуару.
Детям следует различать, что будущим школьникам важно не только знать, но и строго выполнять Правила дорожного движения. Ведь они скоро самостоятельно будут ходить по улицам города.
Для воспитания грамотного пешехода педагог использует знания по развитию речи. Дети с удовольствием фантазируют на темы «Светофор», «Как «Москвичок» заблудился», «Наша дорога в детский сад».
Педагог практикует близ – опрос по пройденному материалу, закрепляет практически полученные знания на прогулке.
Для развития внимания, памяти детей проводятся д/игры («Скажи, что запомнил?», «Найди по схеме», «Что изменилось?», «Хорошо – плохо», «Найди, где спрятан знак?») и т. д.
Для определения, как усвоены знания, педагог прибегает к специально разработанным вопросникам (см. Программу «Радуга»)
В беседах, играх, педагог объясняет детям, что пожилые люди, инвалиды, пассажиры с детьми должны входить в транспорт через переднюю дверь, потому что водитель их лучше видит и может подождать. Свои знания о Правилах дорожного движения дети с удовольствием отражают в рисунках по теме «Дети, дорога, автомобили», «Дорога глазами детей».