Елена Сустайкина
Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений через сказку»
Представление
собственного инновационного опыта
Сустайкиной Елены Леонидовны, воспитателя ОСП «Детский сад №1» МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия
Тема: «Формирование элементарных математических представлений через сказку»
- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Публикация «Опыт работы „Формирование элементарных математических представлений через сказку“» размещена в разделах
Сказка учит жить, а иначе, зачем же наши предки тратили драгоценное время на них. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь людей, их поступки и судьбы. Это уникальная возможность пережить, “проиграть” жизненные ситуации ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Что, как не сказка, позволяет ребенку, да и взрослому, пофантазировать. Через сказку ребенок может развить свои интеллектуальные, творческие способности понять законы мира, в котором он родился и живет.
Математика – это одна из сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. Когда ведется речь об изучении дошкольниками математики, то имеем в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказки - это его жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности (“Два жадных медвежонка”, “Волк и семеро козлят”, “Цветик - семицветик” и т. д.).
В дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения в повседневной окружающей жизни, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. В старшем возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.
Актуальность.
Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В предлагаемых разработках непосредственно образовательной деятельности сделаны акценты на то, как педагог может помочь ребенку усвоить математический материал, реализовать творческие возможности в познании окружающего в более интересной и увлекательной форме, с использованием таких методов, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей. Весь материал п основан на включение сюжетов сказок в организацию воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений.
Такая организация непосредственно образовательной деятельности, свободной деятельности детей способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, происходит отход от застывших школьно-урочных форм обучения и поиск разнообразных вариантов организации воспитательно-образовательного процесса, что способствует созданию устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению математики.
Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живёт в мире сказочных образов. И, возможности влияния сказочных сюжетов на процесс воспитания и обучения в дошкольном детстве сейчас наиболее актуальны, так как сказка способствует органичному вхождению ребенка в мир математики.
Новизна опыта.
Инновационная направленность:
использование новых форм работы педагога по формированию элементарных математических представлений посредством сказки : различными методами моделирования сказки
использование детьми своего жизненного опыта в придумывании сказок.
Творческая направленность: разработка формулы успеха, состоящей из 4-х этапов:
1) помощь ребенку в осознании, зачем ему нужно это делать;
2) обучение в увлекательной игровой форме;
3) мотивация к самостоятельному выполнению;
4) включение фольклора в процесс воспитания и обучения (непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность).
Взаимопроникновение: интеграция познавательной, коммуникативной, игровой деятельности.
Полезность: одновременное развитие интеллектуальных способностей детей, получение ими знаний об окружающем мире, приобщение к социально-нравственной действительности.
Универсальность: возможное использование данного опыта как педагогами в процессе воспитания и обучения детей, так и родителями в повседневной жизни.
Целевые ориентации:
1) Формирование потребности в приобретении знаний в области математики : “Хочу быть умным”.
2) Приобретение нравственных качеств: “Я знаю, как поступить”.
3) Воспитание уверенности в собственных знаниях: “Я справлюсь с любой задачей”.
Практическая значимость
Представленный опыт апробирован в практической деятельности и может быть рекомендован для внедрения в воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях различного вида.
Практическая значимость определяется возможностью использования разработанных планов взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса, конспектов непосредственно образовательной деятельности, пособий, игр, дидактических материалов, консультативных и методических рекомендаций в работе воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Ожидаемые результаты
При реализации данного опыта формирования элементарных математических представлений посредством сказки будут достигнуты следующие результаты:
Повысится интерес дошкольников к изучению математики, дети будут активно использовать математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.
Сформируется активное отношение дошкольников к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель, основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.
Будет сформирована общая готовность к дальнейшему успешному обучению в школе.
Будут созданы условия для усвоения дошкольниками элементарных математических представлений, обеспечивающие успешное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Повысится компетентность родителей в вопросах математического развития детей посредством сказок.
Повысится уровень практических знаний и умений педагогов по применению сказок в формировании элементарных математических представлений детей.
Средства реализации программы
Непосредственно образовательная деятельность программы “Учимся со сказкой” включена в реализацию задач образовательной области “Познание” раздел “Формирование элементарных математических представлений” примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования “От рождения до школы” и проводятся 4 раза в месяц по перспективно-тематическому плану.
Темы программы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Организация предметно - развивающей среды в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования способствующей математическому развитию детей дошкольного возраста.
Работа с родителями предполагает системное и планомерное взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса родитель-ребенок-педагог.
Педагогическое обследование по разделу “Формирование элементарных математических представлений”, разработано авторами примерной основной общеобразовательной программы “От рождения до школы”.
Перспектива развития
В дальнейшем идея воспитания и развития посредством сказки будет развиваться, реализовываться, обновляться и пополняться наработками опыта по разным образовательным областям основной общеобразовательной программы дошкольного образования (“Коммуникация”, “Социализация”).
Основные направления работы по формированию у дошкольников элементарных математических представлений посредством сказки
Эффективность результатов по формированию у дошкольников элементарных математических представлений достигается при взаимодействии всех участников педагогического процесса (дети, родители, педагоги) . Для реализации задач определены направления работы и функции взаимодействия в области формирования элементарных математических представлений.
Дети
Выявление уровня достижения в усвоении элементарных математических представлений.
Составление перспективного плана работы по формированию элементарных математических представлений посредством сказки
Организация форм обучения во взаимодействии с другими видами деятельности (игра, прогулка, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей).
Привлечение детей к совместной деятельности с взрослыми.
Проведение праздников, развлечений, досугов.
Педагоги
Разработка совместного перспективного плана работы педагогов и родителей
Проведение консультаций, мастер-классов по расширению и обогащению теоретических знаний и практических умений педагогов в организации работы с детьми по формированию элементарных математических представлений посредством сказки.
Организация выставок дидактических игр и пособий по вопросам математического развития детей посредством сказки.
Показ открытых мероприятий.
Родители
Организация консультативной деятельности и разработка рекомендаций по повышению компетентности родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений с использование персонажей сказок.
Оказание помощи родителями в изготовлении и оформлении дидактических, настольно-печатных игр, пособий для формирования элементарных математических представлений посредствам сказки и обогащения предметно-развивающей среды группы.
Показ открытых мероприятий, проведение родительских собраний.
Привлечение родителей к организации и участию в досугах и праздничных мероприятиях.
Анкетирование родителей с целью изучения мнения о формировании элементарных математических представлений с использованием сказочных персонажей.
Основные принципы организации работы с детьми дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений посредством сказки
Принцип психологической комфортности
Это, прежде всего, создание условий, в которых дети чувствуют себя “как дома”, снятие стресс образующих факторов, ориентация дошкольников на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от процесса познания.
Принцип вариативности
Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор – от товаров и услуг до друзей и жизненного пути. Данный принцип предполагает развитие у детей “вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи”. Принцип дает свободу творчества и самому педагогу, помогает ему находить бесконечное множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.
Принцип минимакса
Данный принцип позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом. Так, один ребенок ограничится минимумом, а другой – возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами, то есть дети сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму.
Принцип интегративности
Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства – обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, индивидуального и совместного пространства, детской и взрослой субкультуры, что обеспечивает уравновешенность и стабильность пространства. Этот принцип предполагает совместную и созидательную деятельность педагога и ребенка, ребенка и ребенка, ребенка и продуктов культуры, специально организованной и свободной деятельности ребенка.
Принцип системности
Работа должна проводиться в течение всего учебного года при гибком распределении содержания, в неразрывной последовательности так, чтобы все знания и умения, полученные детьми в процессе работы, закреплялись в регулярной и систематической дальнейшей деятельности.
Принцип доступности
Предполагает учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала к возрасту.
Принцип наглядности
Заключается в учете особенностей мышления дошкольников.
Принцип дифференциации
Предполагает учет возрастных особенностей; создание благоприятной среды для усвоения содержания образовательной области “Познание” раздела “Формирование элементарных математических представлений” каждым ребенком.
Принцип гуманизации
Представляет собой процесс, направленный на развитие личности ребенка как субъекта творческой деятельности. Гуманизация составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и детей, предполагающую установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений, направленных на сохранение социально-эмоционального здоровья.
Принцип ценности личности и её уникальности
Заключается в признании самоценности личности каждого ребенка, неповторимой индивидуальности, способности детей и, соответственно, необходимости построения воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на максимальную реализацию этой индивидуальности.
Результаты внедрения в непосредственно образовательную деятельность элементов сказки позволяют сделать вывод , что ориентированный на формирование элементарных математических представлений у дошкольников знаний, призван помочь педагогам и родителям в организации работы по интеллектуальному развитию, подготовке детей к школе и по формированию у них устойчивой положительной мотивации к изучению математики.
Аналитические результаты опыта работы
Для определения уровня развития математических знаний и умений у дошкольников руководствовалась методикой обследования С. Е. Гавриной; Н. Л. Кутявиной; И. Г. Топорковой; С. В. Щербининой.
Мониторинг показал, что качество проводимой работы по формированию математических представлений через сказку у детей дошкольного возраста с 2017-2019 учебного года повысился на 40%.
В результате проведенной работы дети к старшему дошкольному возрасту могут:
Различать и называть части суток, дни недели, месяцы, времена года.
Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, овал, шар, куб, цилиндр и др.) и определять их свойства. Составлять композиции из фигур.
Знают цифры от 0 до 10, прямой и обратный счет, соседей числа. Сравнение чисел.
Могут соотносить цифры (0-9) с количеством предметов.
Решать задачи на сложение и вычитание в одно действие.
Сравнивать 2 группы предметов, используя знаки сравнения «>», «<».
Сравнивать предметы по длине, измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.
Использование сказок положительно влияет на развитие математических способностей.
Комплексный подход при обучении детей математике с применением сказки дает высокие результаты.
С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счёту, определяют пространственное расположение предметов; помогают запомнить простейшие математические понятия : (справа, слева, впереди, сзади) воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизаци
Заключение
При использовании сказок в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста основной акцент делается на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.
Таким образом, в заключение необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по развитию математических способностей системы специально подобранного репертуара устного народного творчества, направленного на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Использование сказок в системе математического развития у дошкольников считаю наиболее приемлемым, так как сам педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем; родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе математического развития своих детей.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование сказок в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста является эффективным и действенным.
В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме, расширяя её разными видами устного народного творчества (стихи, потешки, загадки и т. д.); пополнять предметно-развивающую среду в группе; создание авторской программы по «формированию математических представлений через малые фольклорные формы»; разработка компьютерных математических игр и распространение их в сетевом пространстве.
Литература
1. Концепция математического развития в РФ (Утвержденная Правительством РФ от 24.12.2013г)
2. «РАДУГА» (Доронова Т. Н., Гризик, Соловьева Е. В., Якобсон С. Г., М. : Просвещение, 2010г.)
3. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. (Интеграция в системе воспитательно-оздоровительной работы детского сада, пособие для педагогов дошкольных учреждений, М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 23.
4. Новикова В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2000.
5. Новикова В. П. Математика в детском саду. Подготовительная группа Учебно-методическое пособие- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2000.
6. Колесникова Е. В. Обучение решению арифметических задач. Методическое пособие, занятия со старшими дошкольниками, М. : Творческий центр СФЕРА, 2011.
7. Е. С. Демина «Развитие элементарных математических представлений», Анализ программ дошкольного образования, М. : Творческий центр СФЕРА, 2009.
8. Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки : Учебное пособие. -Новосибирск: 2000.
9. Ерофеева Т. И. и другие. (Математика для дошкольников) М. : Просвещение 1992.
10. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М. ,1990.
11. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение с родителями в ДОУ М. :ТЦ СФЕРА, 2005.
12. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. Математика. М. :РОСМЕН, 2015. (Школа для дошколят)
Перечень разработанного материала
1. Перспективные планы средняя, старшая, подготовительная группы.
2. Картотека игр и игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений посредством сказки.
3. Конспекты непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие»
4. Семинар – практикум для педагогов по теме: «Сказка как средство формирования элементарных математических представлений»;
5. Памятка для педагогов по теме: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через сказку»;
6. Памятка для педагогов по теме: «Как вызвать интерес к математике у детей дошкольного возраста»;
7. Собрание для родителей по теме: «Как развить математические способности детей сказкой»,
8. Наглядно-информационные консультации : «Сказочная математика для дошкольников», «Развитие математических способностей у дошкольников», «Нетрадиционные методы работы со сказкой»,
9. Памятка для родителей по теме: «Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через сказку «Сказочные игры и упражнения по математике, в которые можно играть дома»
10. Папки для рассматривания: «Веселый счет», «Математические домики» (состав числа, «Сказочные лабиринты» и т. д. ;
11. Дидактические игры: «Сказочный счет», «Математические пазлы», «Математическое панно «Теремок», «Домики сказочных героев» (состав числа).