Ирина Крупская
Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста
«Те высокие нравственные, эстетические и
интеллектуальные чувства, которые
характеризуют развитого взрослого
человека и которые способны вдохновить
его на большие дела и на благородные поступки,
не даны ребёнку в готовом виде от рождения.
Они возникают и развиваются на протяжении
детства под влиянием социальных
условий жизни и воспитания»
А. В. Запорожец
Публикация «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования учёных в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных нравственных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. В этой связи нравственное воспитание предусматривает формирование у ребёнка – дошкольника чувств, привычек нравственного поведения, нравственных представлений о добре и зле, о явлениях социальной действительности (А. Виноградова, А. Запорожец, М. Крулехт, Л. Маневцова, Л. Островская и др.)
По данным психолого – педагогических исследований важную роль играет нравственная мотивация поступка, действия, отношения, т. е. организация такой практической деятельности с детьми – дошкольниками, которая была бы нравственно ценной по своему содержанию и культурной по форме (А. Байбурин, Е. Кравцова, И. Курочкина, А. Топорков и другие)
Опыт практики свидетельствует, что нравственное воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное взаимодействие детей и взрослых (родителей - законных представителей, педагогов, с другой – активность самих детей, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Мотивацию к продуктивным видам деятельности по нравственному воспитанию с детьми даёт дидактическая двуликая кукла.
Она изготовлена из бросового материала и имеет две половинки лица: доброе и злое.
Совместно с родителями на базе нашей возрастной группы "Солнечные зайчики" организовываем и проводим занимательные дела по формированию нравственных качеств, таких как: «Детское сердце открыто для дружбы», сюжетно – ролевая игра «Школа маленького волшебства», сценки – сказки «Волшебный кувшинчик», «Добрая Фея», «Мишуткина находка», которые формируют дружеские отношения между старшими и младшими дошкольниками, воспитывают в детях такое качество, как доброта.
Немаловажное значение в непосредственно образовательной деятельности с детьми имеет чтение художественной литературы, таких рассказов как: Л. Пантелеева «Трус», В. Осеева «Отомстила», «Плохо», «Просто старушка»; стихотворений А. Барто «Вовка – добрая душа», Е. Благинина «Котёнок», В. Юсупова «Простите».
Для формирования таких нравственных качеств как толерантность, эмпатия, дружелюбие, способствуют словесные игры «Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем», «Эхо», «Испорченный телефон»; игры с правилами «Общий круг», «Разговор сквозь стекло»; спортивные игры «Переходы», «Волны», «Найди пару», «Запрещённое движение».
Любимое занимательное дело детей – складывание пазлов по страницам детских книг на тему добра, зла, хороших поступков, таких как: «Приключения Кота Леопольда», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Теремок», «Красная Шапочка».
Организация продуктивной практической деятельности по нравственному воспитанию должна быть доступна детям по своему содержанию, тогда она будет наиболее ценой.