Лучший педагог года

Опыт работы «Духовно-нравственное развитие детей посредством праздников и развлечений»

Татьяна Бобохидзе
Опыт работы «Духовно-нравственное развитие детей посредством праздников и развлечений»
▼ Скачать +Заказ

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

Бобохидзе Т. В.

Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,

Когда он живет в мире игры, сказки, музыки,

фантазии, творчества.

Без этого он засушенный цветок”.

В. А. Сухомлинский.

С ранних лет любой человек знает, что такое праздник, и желает, чтобы их было как можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению жизни. Праздники не только позволяют человеку отдохнуть, они делают его добрее, отзывчивее, щедрее, а воспоминания о них согревают в трудные минуты.

Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное развитие детей посредством праздников и развлечений“» размещена в разделах

Праздники, развлечения – важный фактор формирования маленького человека. Через звуки и движения ребенок познает мир, в который пришел. У детей досуг, праздники побуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность всего происходящего нужны как витамины.

Воспитательное, познавательное, эстетичное воздействие праздников, досугов на ребенка велико, а поэтому в своей работе по их подготовке и проведению важно не допускать формализма и однообразия. Праздник – визитная карточка детского сада. Здесь видна динамика развития ребенка, видно, чему он научился, насколько он комфортно себя чувствует в детском саду.

Культурно-досуговая деятельность рассматривается как самостоятельный и специфический компонент образовательного процесса. Через организацию праздников создаются условия для развития общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности и формирование положительной концепции личностного “я”. Для достижения данной цели необходимо решить комплекс педагогических задач:

– сформировать у ребенка первоначальные представления о культуре в целом и мире искусства в частности;

– стремиться развивать творческие способности эмоциональной сферы ребенка;

– приобщать детей к основам художественной и коммуникативной культуры через обучение разным видам деятельности;

– формировать уверенность в своих силах;

– укреплять физическое и психическое здоровье детей;

– учить уважать мнение сверстников и окружающих людей;

– обучать рациональному использованию;

– воспитывать интерес к истории своей Родины, своего народа, своей семьи;

– создавать социокультурное пространство для развития у ребенка эстетического отношения к окружающему миру;

– поддерживать у родителей интерес к проведению совместных мероприятий.

С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Одно только слово "праздник" заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни. Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.

Праздники и развлечения в детском саду позволяют ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развить уже имеющиеся навыки. На данных мероприятиях дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники и развлечения являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.

Основная цель праздника в ДОУ – формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.

Виды праздников :

народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица,

государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др. ;

международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

православные: Рождество Христово, Пасха, Троица и др. ;

бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;

праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник “Мыльных пузырей”,он в нашей группе состоялся летом 2018 года и др.

Структура праздника может содержать : танцы (народные, бальные, современные); пение (хоровое, сольное, дуэт); художественное слово; инсценирование стихов, сказок; постановка пьес; шутки, репризы, сюрпризы; игры; игра на детских музыкальных инструментах; для этого конечно нужно оформление зала и привлечение родителей.

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современными событиями, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

Эффективному проведению праздника способствуют :

– объединение всех его составных частей вокруг главной цели; отбор художественного материала; выбор эмоционально-выразительных средств; подбор исполнителей; коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.

Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности

Например, гимн – вызывает чувство сплоченности, единения, братства. Ласковая песня о маме – спокойствие, нежность, любовь и даже слёзы. Умелое использование музыки пробуждает в детях порой даже неведомые им чувства. Например: песни посвящённые Дню Победы. Они вызывают у детей чувства гордости,сплочённости.

Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах. Мальчики и девочки учатся танцевать вместе, преодолевая стеснение. Постигая красоту танца, девочки становятся более грациозными (признавая, что они нежные создания, а мальчики – более галантными (понимая, что они более сильная половина человечества, но умеющая защитить слабого).Бывает, что не всегда получается танцевать «мальчик-девочка»,дети преодолевают своё «Я»,понимая, что это сложившаяся ситуация. Мы часто используем совместные танцы с родителями для того, чтобы они почувствовали единение, общность со своим ребенком, испытали радость от общения.

Использование в праздничной программе инсценированных сказок, рассказов, пьес, стихов вносит в действие элемент театрализации.

Здесь дети учатся брать на себя роли, передавать характер героя – учатся различать добро и зло, учатся взаимопомощи, милосердию и дружбе.

Выйти на сцену, сыграть роль, преподнести себя правильно способен не каждый взрослый, этому ребенок учится на праздниках, развлечениях в совместном творчестве с другими детьми, взрослые ему в этом должны помочь. Есть дети очень стеснительные, есть у которых по какой-то причине занижена самооценка и мы их стараемся подбодрить словами,если ребёнок теряется,то поглаживаем по плечикам,по спинке, тем самым снимаем у них напряжённость.

Показ информации в виде презентаций, видеороликов на экране вызывает у детей огромный интерес. Движение, звук, мультипликация привлекают внимание, стимулируют познавательную активность.

Например, видеописьмо от Громозеки с другой планеты (планшет в посылке) явилось отличной завязкой сюжета праздника. Или же голос Бабы-Яги,с просьбой о помощи.

Другой пример – сценарий мероприятия с пришельцами. (Развлечение по теме"Космос"). Дети проходят разные уровни сложности,демонстрируя готовность помочь.

Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой– как важная форма освоения народного творчества. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью. Очень интересны для детей игры, в которых присутствуют соревновательные моменты. Дети на мероприятиях доброжелательные, эмоционально-отзывчивые, сплочённые, более раскрытые,общительные. Но и у них прививаются какие-то нормы и ценности, которые приняты на мероприятиях, воспитываются нравственные качества, умения оценивать свои поступки и поступки сверстников, у детей формируется умение договариваться,самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Оформление помещения детского сада в праздничные дни также имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении групповых комнат, убранстве зала, участка, подготовка костюмов и атрибутов к отдельным номерам программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством удовлетворения, радости.

Наряду с праздниками немаловажное значение для создания положительного микроклимата в группе имеют развлечения. Они способствуют его всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. ; пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит, приобрести уверенность в себе, веру в свои способности; развиваются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность.

Сюрпризы – это неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дошкольники оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. После проведения праздников, развлечений важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т. к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.

Досуговая деятельность объединяет все виды культуры человека: эстетическую, нравственную, познавательную, игровую,этическую и т. д.

Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.

Я приведу некоторые примеры из жизни нашей группы:

В нашей группе развлеченияэто разнообразные формы досуга: праздники, спектакли, народные забавы, творческие вечера и мастер-классы. В развлекательных формах соединяются различные виды детской активности: воспитанники танцуют, поют, что-то мастерят, участвуют в ритмических играх и спортивных состязаниях, разгадывают головоломки. Развлечения-вечера по православным и народным традициям: «Святочные гадания», «Зимний вечер на Николу», «Масленичное чаепитие», «Пасхальная беседа».

В январе прошёл фольклорный досуг «Святочный вечер» в нашей группе. Это было душевное и весёлое мероприятие. Дети пели колядки, заученные заранее и играли в народные игры «Прялица», «Золотые ворота», «Ведьмина метёлка». В конце досуга ребята обменялись подарочками. Дети очень тепло приняли это мероприятие. Они были дружелюбны, открыты. Ребята смогли познакомиться с традициями колядования на Руси. Весёлый задор детей совершенно не мешал :ни пению колядок, ни весёлым пляскам,ни играм. Сейчас во многих семьях этот праздник и не вспоминается, не прививается русская культура и обряды. Поэтому хотелось,как то косвенно затронуть эту тему. Ребята с этого мероприятия вынесли много интересного, поучительного и познавательного, несмотря на то,что проводилось в развлекательной форме. Они очень обсуждали, как было интересно.

Народные гуляния особенно зимой по душе всем — детям, родителям. В нашей группе в январе прошли "Зимние забавы".Начались с весёлой разогревающей игры "Мы погреемся немножко",дальше было предложено померяться силами,но для этого нужно было разделиться на две команды. Дети с удовольствием разделились на команды"Снежинки"и"Сосульки".Дальше ребята проходили испытания, преодолевая разные препятствия: находили красивые конверты с заданиями. После отгадок к детям подготовительной группы вышел Дедушка Мороз на лыжах. Дедушка играл с детьми в игру" Заморожу" и предлагал выполнить задания, они все были разноплановые. Дети прошли эстафету"Весёлые пингвины"-зажимали мешочек между ног, обегали препятствие и передавали его следующему,дальше играли в хоккей, были "Гонки санок","Лыжники"-проходили на лыжах до финиша и передавали их следующему; была эстафета "Биатлон"-нужно было доехать на одной лыже до обруча со снежками и забросить снежок в корзину и передать эстафету следующему. Эстафет было много,закончились они поездкой на "Оленях".Все дети были очень активны,сплочённы,дружны,подбадривали своих товарищей и помогали друг другу. Забавы закончились тем, что Дед Мороз приготовил и раздал памятные сувениры и уехал на лыжах.

21 февраля прошёл праздник «Слава Армии родной», который был в форме спортивного развлечения. Участниками мероприятия были не только дети,но и их папы, которые с большой охотой участвовали в каждом конкурсе. Был такой конкурс, как «скакалка» папы проявили своё мастерство-они с лёгкостью и быстротой прыгали через неё. Конкурсы оценивались генералами, в роли генералов были мамы. Взрослые,как и дети радовались своим победам. Папы на мероприятии изготовили детям подарки, для их изготовления им было предоставлено :бумага,фломастеры,карандаши, восковые мелки,клей,ножницы,салфетки, как оказалось папы большие мастера и очень творческие люди. Все участники праздника были очень довольны и улыбки долго не сходили с их лиц,а у ребятишек столько было эмоций и обсуждению всего произошедшему не было предела.

Народные гуляния в детском саду, кажется, по душе всем — детям, родителям, сотрудникам учреждения. В нашем саду ежегодно проводится праздник Масленицы на открытом воздухе. Но в этом году масленица прошла в группе. До праздника с детьми проводились беседы о Масленице. О названиях дней масленичной недели. Рассматривались иллюстрации. С воодушевлением составлялись рассказы по картинкам. На празднике ребят встретили герои русских народных сказок, звучали родные сердцу мелодии. Как всегда дети проходили какие-то весёлые задания,пели частушки,играли в игры «Горячий блин», «Ручеёк». Собирали ингредиенты в картинках,что входит в рецепт блинов. В конце праздника детей ждали вкусные,ароматные, тёплые блинчики, по рецептам родителей, которые они складывали в сундучок, находящийся в нашей группе. Ребята всегда ждут с нетерпением Масленицу! Очень весёлый и заводной праздник, который объединяет и сплачивает всю группу.

Ну и хочется немного обобщить :праздники и развлечения в детском саду – важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет детям отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает их, побуждает к творчеству. Согласно "Образовательной программе дошкольного образования МБДОУ детского сада №26 г. Павлово в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, проводятся развлечения, цель которых — порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях между самыми разными ее обитателями. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия).

Полученные впечатления дети проявляют в продуктивной деятельности, используя яркие цвета, что говорит об эмоциональном благополучии,добродушии.

В праздниках и развлечениях дети учатся быть самими собой,открываться (не быть замкнутыми,дети становятся более добрыми и отзывчивыми,преодолевают свою неуверенность, беря на себя какую-то роль становятся более инициативными. И всегда эти мероприятия доставляют детям эмоциональный подъём.

Несмотря на то, что праздники и развлечения -это досуговая жизнь,всё же,дети многому учатся. У них воспитываются моральные и нравственные качества,усваиваются нормы и ценности,принятые в обществе, идёт правильная оценка своих поступков и поступков своих сверстников, развивается общение и взаимодействие со взрослыми и товарищамиразвивается эмоциональная отзывчивость,сопереживание, уважительное отношение к окружающим.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №26 г. Павлово

Опыт работы

"Духовно-нравственное развитие детей через праздники и развлечения "

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

Бобохидзе Т. В.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Духовно-нравственное развитие детей средствами народных праздников» Духовно-нравственное развитие детей средствами народных праздников Фольклорный праздник – это всегда яркое действие, наполненное эмоциональным.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать, участвовать.

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Аннотация: в данной статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств дошкольников через организацию краеведческой.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой 1. Столетиями передавались из поколения в поколение тексты «материнского» фольклора, колыбельные песни. Ритм колыбельной песни обычно соотнесен.

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством сказки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» Консультация для педагогов на тему «Духовно.

Опыт работы «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством технической игрушки» Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через техническую игрушку Научно-технический прогресс, проникая во все.

План работы по самообразованию «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности» План работы по самообразованию «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности» Цирихова Б. Н. Цель: духовно.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр» Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр» на базе МБДОУ-ДС №22.

Опыт работы «Развитие речи дошкольников посредством игровой технологии квест» Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средней группы: аспекты требований ФГОС» Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Духовно-нравственное развитие детей посредством праздников и развлечений»
Опубликовано: 28 апреля 2019 в 15:02
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Духовно-нравственное развитие детей посредством праздников и развлечений»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бобохидзе в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД