Смирнова Марина
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средней группы: аспекты требований ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран современного гаджета, электронной книги, планшета, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное воспитание дошкольников средней группы: аспекты требований ФГОС“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2019
Именно поэтому новый федеральный государственный стандарт особое значение уделяет объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Дошкольное детство - важный этап воспитания ребенка.
Формирование основных моральных качеств человека закладывается именно в этот период. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.
Под грамотным руководством педагога у детей формируются такие важные для человека черты, как доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициатива в самостоятельной деятельности ребенка.
В своей практике я выделяю следующие направления по формированию духовно – нравственных качеств:
1. Духовно-образовательное направление.
Включает в себя проведение НОД по воспитанию нравственных качеств. Важно отметить такую форму работы, как чтение художественной литературы, в частности народных сказок, чье воспитательное значение сложно переоценить. Так, сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» учит детей послушанию и исполнительности, «Морозко» - доброжелательности и уважению к старшим. Настоящим кладом является сборник рассказов В. Осеевой, который занимает почетное место в нашей группе. Беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей также занимают почетное место в воспитании нравственных качеств детей. Важной остается и игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Любимыми играми для моих воспитанников стали «Чудо – поляна», «Дерево дружбы», «Лабиринт», «Подари комплимент».
2. Воспитательно-оздоровительное направление заключается в организации праздников, досугов, подвижных игры, прогулок, экскурсий. Так, опосредованно мы знакомим детей понятиями о взаимопомощи, уважительном отношении к природе и к живым существам.
3. Культурно-познавательное направление предполагает разные формы работы. Одна из них - организация концертов, театральные постановки. Так, совсем недавно мы инсценировали сказку В, Сутеева «Под грибом». Данная сказка познакомила ребят с понятием взаимовыручки. Просмотр фильмов и мультфильмов – одна из любимых форм работы моих воспитанников. Тщательно подобранный мультфильм таит в себе важное воспитательное значение. Так, серия познавательных мультфильмов «Уроки тетушки Совы» показывает примеры поведения, формируют оценочное отношение к миру, развивает мышление, понимание причинно-следственных связей. Доброй традицией в нашей группе стало участие в православных праздниках: Пасхе и Рождестве.
.4. Нравственно-трудовое направление включает в себя труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр. Осознание собственной значимости в исполнении посильных поручений воспитывает в детях трудолюбие и инициативность.
5. Работа с родителями – является одним из приоритетных направлений, именно, потому что семья ребенка является ключевым звеном направления духовно-нравственного воспитания детей. В свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей духовно- нравственных чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями. Так, мы часто проводим совместные досуги, детско – родительские собрания, мастер – классы. Родители наших воспитанников становятся активными участниками праздников и открытых занятий, подбирают произведения устного народного творчества определенной тематики, организовывают выставки совместного творчества.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему. И это ответственная миссия ложится на нас, воспитателей.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В. А. Сухомлинский.