Елена Климонтова
«Духовно-нравственное развитие детей средствами народных праздников»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное развитие детей средствами народных праздников
Фольклорный праздник – это всегда яркое действие, наполненное эмоциональным общением детей и взрослых.
Публикация «„Духовно-нравственное развитие детей средствами народных праздников“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2019
Народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми; воспитывают уважение к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.
В нашем дошкольном образовательном учреждении систематически проводятся мероприятия по ознакомлению дошкольников с сезонными народными праздниками, что обогащает чувственный опыт дошкольников к культурному наследию народа.
Осенью отмечаем праздник «Осенины». Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Этот праздник воспитывает у детей бережное и заботливое отношение к природе, уважение, интерес к обычаям. На осеннинах дети знакомятся с народными играми и хороводами, заучивают пословицы и поговорки. У воспитанников формируются такие нравственные качества, как доброта, взаимопонимание, отзывчивость, бережливость, общительность, душевность.
В зимнее время проводим праздник «Рождество». На Рождество дети разучивают рождественские колядки, играют в русские народные игры, водят хороводы, калядуют. Этот праздник воспитывает у детей доброту, скромность, любовь к ближнему, вежливость. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, отзывчивость, искренность, коллективизм, общительность, душевность.
Весной проводится народный праздник «Сороки»., на котором дети заучивают заклички о встрече весны, птицах, пословицы, народные игры : «Ручеек», «Гори, гори, ясно». «Скакалки», «Заря-зарница», «Перетягивание каната».
Главное в празднике – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. Совместно с родителями дети пекут булочки символ – весны. Жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах. Этот праздник воспитывает у детей любовь к природе, бережное отношение к птицам. К этому празднику дети изготавливают кормушки. У воспитанников формируются такие нравственные качества, как доброта, любознательность, душевность, общительность, бережливость.
Православный праздник "Пасха" знакомит детей с обрядами и обычаями проведения православного праздника, к ходе чего развивается интерес к культуре предков, воспитываются патриотические чувства, любовь и уважение к ближнему. Дети играют в пасхальные игры "Катание яиц", "Кто найдет больше яиц". Водят Хороводы "Солнышко-ведрышко", "По кругу пойди-себе друга найди. ". Дети совместно с родителями делают пасхальные поделки. Стало традицией приглашать на этот праздник настоятеля храма иконы Божьей матери отца Сергия.
Летом проводится праздник «Троица». Троица - это праздник берёзки - символа чистоты, света. Воспитанники знакомятся с традициями: уборки домов, приготовления угощений, «завивания» берёзы. Этот праздник воспитывает у детей бережное и заботливое отношение к природе – источнику красоты и мудрости. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, взаимопонимание, отзывчивость, бережливость, вежливость, трудолюбие.
Использование фольклорных праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет воспитателям формировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.
Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.
Таким образом, фольклорный праздник как элемент народной культуры позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями - формирование нравственной культуры, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт народа.