Ольга Рукавишникова
Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок»
Консультация для педагогов на тему
«Духовно- нравственное воспитание детей 4-5 лет посредством сказки»
подготовила: воспитатель
Рукавишникова О. В.
г. Губаха 2018 г.
2 слайд
Публикация «Консультация для педагогов „Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством сказки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое» В. А. Сухомлинский
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью чтения художественной литературы.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей.
3 слайд
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.
Сухомлинский Василий Александрович теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 4-5 лет
4 слайд
Цель духовно-нравственного воспитания :
Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни.
Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, было замечено, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Ведущей педагогической идеей является то, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.
5 слайд
Задачи:
– Воспитание нравственных и эстетических чувств;
– Формирование базисных основ личности;
– Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности: – к родному дому,семье,детскому саду,селу,стране;
– к культурному наследию своего народа;
– к природе родного края;
– Создании условий,обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
– Обеспечение обогащенного художественно-эстетического,познавательного развития.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.
6 слайд
Формы работы с детьми
• Проведение праздников, развлечений с последующим анализом.
• Просмотр слайд - фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
• Творческие вечера.
• Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
• Продуктивная деятельность (например, открытки к празднику).
• Разучивание стихов, песен к празднику;
• Оформление фотоальбома «Наши праздники»; - Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе со взрослыми;
В детском саду используются различные виды деятельности и формы работы с детьми, но самым главным остается эмоциональное воздействие на их чувства. Духовно-нравственное воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Развитие духовно-нравственных чувств начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке.
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми используются коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно- ролевые игры.
Одним из важных средств духовно-нравственного воспитания является система праздников. Государственные праздники проходят торжественно, несут в себе ярко выраженные образовательные задачи. Народные же праздники имеют больше воспитательный характер, поэтому проходят ряженьем, разыгрыванием ролей, чаепитием. У детей формируется уважение к фольклору, к истокам народной культуры.
7 слайд
Методы и приемы работы с детьми:
1 .Наглядно-действенный метод
приемы:
- чтение педагогом художественной литературы;
- наблюдение;
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, рассказывают детям наизусть, при этом достигается наилучший эмоциональный контакт с детьми. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
8 слайд
2. Словесно-образный метод
приемы:
-чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем, родителями;
- беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
-загадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказывание детей по иллюстрациям,
-разбор житейских ситуаций;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Одним из приемов словесно- образного метода является рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок. Для данного возраста такие игры, как “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев, «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Раскрась по описанию», «Где мой домик?», «Что за сказка», «Собери из частей», «Мамы и их детеныши», «Из какой это сказки», «Найди пару», и т. д.
В качестве основных методов применяется драматизация отдельных сюжетов по сказкам.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей к участию в драматизации способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, используют различные дидактические игры, например, «Встреча героев», «Звукорежиссеры», «Новая сказка», «Пропущенный кадр», «Сказочная цепочка».
Беседы по моральному воспитанию играют очень важную роль, так как они помогают освоить нормы и правила нравственного поведения. В процессе беседы воспитатель задает вопросы для обсуждения, ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения. Например, такие как «Заболел друг», «Заболела бабушка», «Жадный кармашек», «Правда-неправда», «Вежливость», «Доброта» и др. Тем самым побуждают детей проявлять заботу о людях, быть внимательными, чуткими.
9-10 слайды
3. Практический метод
приемы:
- организация продуктивной деятельности;
- проведение игр: дидактические («Хорошие и плохие поступки», подвижные («Помоги дедушке», малоподвижные («Мирилка», и др. ;
- организация постановок сказок, литературных произведений;
-проведение экскурсий различной направленности;
- организация встреч с родителями,
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Работа над прочитанными сказками имеет свое логическое продолжение в творческой деятельности детей : рисунках, лепке, аппликациях, которая помогает закреплять образы сказочных героев. Дети сами выбирают понравившиеся сюжеты из сказок, фантазируют. Такая работа развивает наблюдательность, воображение, изобразительные способности, чувства прекрасного и любовь к искусству.
Инсценировка небольших сказок и разыгрывание их по ролям помогает выражать характеры сказочных героев, развивает речь детей и творческие способности. Такая работа сплачивает коллектив, дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело». Дети становятся добрее, отзывчивее, заботливее и, главное, человечнее, верят в силу любви и добра.
11 слайд
Духовно-нравственное воспитание через интеграцию образовательных областей.
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-эстетическая деятельность
• Социально-коммуникативная деятельность
• Физическая деятельность
Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Нравственная тематика используется в организации всех видов детской деятельности. Воспитание доброго отношения к окружающим происходит на каждом занятии в детском саду: дружеская атмосфера поддерживается на физкультуре, на музыкальных и речевых занятиях, во время проведения опытов. Дети учатся выполнять задания в парах, в подгруппах, затем коллективно, так формируется культура взаимодействия, вежливость в общении, способность уважать интересы и чувства друг друга. Средства духовно-нравственного воспитания — это и трудовые поручения в течение дня («Помоги, пожалуйста, накрыть на стол», и разучивание песенок и стихотворений (о Родине, друзьях, семье, и изготовление поделок в подарок родителям.
12 слайд
Работа с родителями:
- Анкетирование — нужно чтобы узнать уровень знаний родителей по данной теме, а также, чтобы скоординировать работу педагога и спланировать дальнейшие действия.
- Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее передачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Такие консультации как «Роль сказки в развитии и воспитании детей», «Нравственное воспитание ребенка в семье», «Как и для чего читать детям сказки» помогают просветить родителей в вопросах нравственного воспитания и привлечь к сотрудничеству по этому вопросу.
- День открытых дверей. Родители могут посетить любой режимный момент или НОД. Такая форма работы способствует формированию положительного имиджа детского сада в сознании родителей, а демонстрация всех видов воспитательно-образовательной работы с детьми, установлению партнёрских отношений с семьями воспитанников.
- Выставки рисунков по изученным сказкам.
Работа над сказкой должна проводиться не только в детском саду, но обязательно и дома, в семье ребенка. Для этого проводятся беседы и консультации для родителей. Мы объясняем им: - почему нужно читать и рассказывать сказки; как правильно это делать; - что такое сказка и как правильно её подобрать для ребенка; - после прочтения сказки необходимо обсуждать её содержание вместе с ребенком; - роль сказки в развитии ребенка. Только работая совместно с родителями можно добиться желаемых результатов в использовании сказки как средства духовно-нравственного воспитания детей.
13 слайд
С помощью сказки мы развиваем у ребенка:
- умение слушать;
- умение познавать;
- умение сравнивать, сопоставлять;
- умение мыслить словами;
- связную речь;
- интерес к учебе;
- мышление;
- внимание;
- память;
- воображение;
- мимику лица и жесты;
- эстетические чувства;
- чувство юмора.
Подводя итог можно сделать следующие выводы: 1. Сказка является одним из самых доступных и действенных средств для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста. 2. У детей с помощью сказки можно воспитать : волю, веру в себя, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм целеустремленность, доброту и честность. 3. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу.
14 слайд
Итак, можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало.
Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.
15 слайд
Спасибо за внимание!