Наталья Петухова
Консультация для воспитателе «Развитие связной речи посредством системы описательных рассказов»
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Одной из основных задач ДОУ является развития связной речи- научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью. Монолог требует лучшей памяти, большего внимания к содержанию и форме речи. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказ и рассказ.
Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Среди всех видов связной речи в дошкольном детстве описательные рассказы занимают особое место.
Выделяют следующие виды занятий по обучению детей описательному рассказу:
1. составление описательного рассказа о игрушке
2. составление описательных рассказов о натуральных предметах
3. составление описательного рассказа по предметной картине
4. составление описательного рассказа по сюжетной картине
5. составление описательного рассказа по пейзажной картине или натюрморту
Начиная со второй младшей группы для составления описательных рассказов, широко используется игрушки и предметы. Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. Желательно использовать игрушки образные, с яркой индивидуальностью, чтобы ребенок имел возможность уловить состояние (кукла радуется, утенок смешной и т. д.)
Иногда бывает целесообразно внести игрушку в групповую комнату до занятия, чтобы дети рассмотрели ее, потрогали.
В средней группе дети учатся описывать предметы и игрушки, используя распространенные предложения или высказывания состоящие из 2-3 предложений.
Вопросы, речевой образец, указание – ведущие приемы обучения рассказыванию в средней группе.
Задача воспитателя – подготовить детей к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов.
Речевой образец является в данном случае наиболее эффективным приемом обучения. Он непосредственно влияет на качество детских рассказов-описаний.
Чтобы дети не копировали целиком образец рассказа, воспитатель должен вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить дети, а об однотипной. Тогда дети, подражая образцу, смогут проявить самостоятельность и инициативу.
Речевой образец может представлять собой полное законченное описание или только часть рассказа. Это зависит от подбора предметов и игрушек, от их количества, от организации действий с ними, от уровня речевого развития детей. Вместе с тем рассказ воспитателя всегда должен быть интересным, содержательным, четким по построению.
Ведущие приемы обучения в этом возрасте:
• образец рассказа - описания, который дает педагог
• план рассказа
• игровые приемы
• подсказки
• дополнения
В старших группах такие занятия проводят реже, а игрушки подбирают более сложные. Хорошо, если рассказ по такой игрушке требует описания пространственного расположения ее частей, а так же их материала и формы (игрушечные часы, телефон). Умение описывать предметы закрепляется и в других видах деятельности (продуктивная деятельность, игра, труд). В качестве приемов обучения используется составление плана рассказа, описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов. Одной из разновидностей занятий по описанию игрушек и предметов в старшей группе являются - занятия-выставки. Например: «Выставка автомашин», «Выставка игрушек», «Демонстрация моделей одежды». На таких занятиях можно предлагать детям выступать в роли экскурсоводов, художников-модельеров.
В подготовительной группе продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия – дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах- описаниях. Описание предметов закрепляется и в других видах деятельности (продуктивная деятельность, игра, труд)
Для составления описательных рассказов используются предметные и сюжетные картины.
Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
Требования к картине :
• Реалистичное изображение.
• Картина должна быть высокохудожественной.
• Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, заслоненности предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка).
Работу по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить начиная со второй младшей группы. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, цель его – обогатить словарь, активизировать речь детей, научить рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. После первой игры картину рекомендуется оставлять в группе на 2-3 недели. С ней проводится серия игр. Игры проводятся индивидуально и с подгруппой. В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик. Основной вид занятия по картине – беседа. Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя. Обязательно используются сюрпризные, игровые приемы, загадки, короткие стихи и потешки.
В средней группе детей продолжают учить рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Широко используется прием сравнения двух персонажей, Проводятся беседы по сюжетным картинка, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Воспитатель в первой части занятия может организовать совместные действия- начинает описание одного объекта, а ребенок заканчивает его двумя – тремя предложениями.
В старшем возрасте задачи обучения усложняются: дети должны не только понимать содержание картины, но и связно и последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановка, используя разнообразные языковые средства, более сложные языковые конструкции. Основное требование – большая самостоятельность в рассказах по картинам.
В старших группах можно использовать рисунки и аппликации в качестве материала для составления описательного рассказа. В этом возрасте для составления описательных рассказов предлагаются пейзажные картины и натюрморты.
В старшей группе можно выделить следующие виды описательных рассказов по картине:
• Описание изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей.
• Описание картины, как раскрытие заданной темы.
• Развернутое описание конкретного объекта.
• Словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т. д.)
В подготовительной группе используются уже все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используются художественные произведения: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки.
Проводятся занятия по много-эпизодным картинам. Рассматривание картины осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагается самим задавать вопросы, словарь активизируется, обогащается образными выражениями. Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжают, используется коллективное рассказывание.
Особым видом связного рассказывания являются рассказы- описания по пейзажной картине.
Этот вид рассказов особенно сложен для детей. Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и те, которые могут быть выделены только по косвенным признакам. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов детей. В качестве элементов модели рассказа могут выступать объекты природы. Так как они, как правило, носят статический характер. Особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.
Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
• Выделение значимых объектов картины.
• Рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта.
• Определение взаимосвязи между отдельными объектами картины.
• Объединение мини-рассказов в единый сюжет.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно развивать связную речь. Одной из таких хорошо себя зарекомендовавших в работе с детьми дошкольного возраста является система описательных рассказов, которая опирается на методы наглядного моделирования и мнемотехники.
Доступность этих методов для дошкольников доказана психологами (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Мнемотехника – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказа по картине; описательный рассказ; творческий рассказ.
Метод наглядного моделирования можно начинать использовать с детьми уже с 3–4 лет с разыгрывания сказки. Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует развитию мышления ребёнка: схематические (контурные, силуэтные) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений по какому-либо характерному признаку, приучают детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счёте развивается речь ребёнка: обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи.
Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п.
Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.
На основе метода моделирования были разработаны похожие методики
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами. Педагог предлагает детям графическую модель описания, которая одновременно является и программой исследовательской деятельности, которая включает в себя 3 части:
• 1 часть- перечень символов, обозначающих сенсорный канал
• 2 часть – представляет собой перечень признаков
• 3 часть – изображение самого предмета
Т. А. Ткаченко разработала схемы для составления рассказов по основным тематических блокам, изучаемым в детском саду, таким как «Фрукты-овощи», «Посуда», «Игрушки», «Одежда» и т. д. В ее схемах представлены символы-заместители различных свойств изучаемого объекта:
• принадлежность к родовому понятию
• среда обитания или роста (для растений и животных)
• размер
• цвет
• форма
• строение тела или составные части
• качество поверхности
• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов)
• способ применения или польза, которую он приносит
Эти схемы активно используются при составлении не только описательных, но и сравнительных рассказов, для придумывания загадок-описаний, для обучения детей самостоятельной постановке вопросов.
Использование схем позволяет детям:
Самостоятельно выделять главные признаки и свойства предметов
Установить последовательность изложения.
Арбекова Нелли Евгеньевна- картинки-пиктограммы - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Арбекова в своей работе над пиктограммами опиралась на высказывания К. Д. Ушинский
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Теремкова Наталья Эрнестовна – Московский практикующий учитель – логопед разработала систему тренировочно – игровых упражнений, которые назвала «пересказки». В их основу положен короткий рассказ о каком – либо событии и предложены опорные сюжетные картинки для пересказа. Система работы по «пересказкам» заключается в том, что педагог читает рассказ, совместно с детьми отвечают на вопросы после рассказа, а затем по цепочки дети пересказывают текст опираясь на сюжетные картинки закрывая или зачеркивания.
Мнемотехника на основе метода наглядного моделирования помогает:
- Обогащать словарный запас. Дети становятся более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы.
- Обследовать предметы, выделять их основные признаки.
- Обучать составлению рассказов.
- Составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.
- Пересказывать художественную литературу, заучивать стихотворения.
- Отгадывать и загадывать загадки.
- Развивать память, внимание.