Настя Федорова
Консультация для родителей «Детско-родительские отношения: причины конфликтов и способы их разрешения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детско-родительские отношения, причины конфликтов и способы их разрешения»
Конфликт – это любая активность, направленная на преодоление противоречия. Отсюда следует, что существуют деструктивные и конструктивные способы разрешения конфликта.
Отечественными и зарубежными учеными неоднократно отмечалось, что эмоциональное состояние и развитие детей, их жизнь и счастье напрямую зависят от отношения к ним их родителей.
Факторы, влияющие на возникновение и развитие конфликтов между родителями и детьми
1. Общий агрессивный фон современного общества. При этом ребенок является центром пересечения целого комплекса общественных проблем
2. Низкий уровень эволюции институтов семьи и образования, их кризис в современном обществе, «родительская незрелость» взрослого населения;
3. Низкий уровень культуры отдельных людей и общества в целом. Не высокий уровень развития у многих взрослых людей культуры чувств.
4. Собственные проблемы родителей. Родители, совершающие физические или моральные издевательства над своими детьми, как правило, повторяют трагичный опыт собственного детства.
5. Отсутствие у родителей теплых, душевных чувств по отношению к ребенку, растущему в атмосфере родительского эмоционального небрежения.
6. Возрастные особенности детей. Ребенок может невольно, подсознательно провоцировать родительское недовольство, выражая неосознанный детский протест и наивный способ привлечения к себе внимания.
7. Низкий уровень конфликтологической компетентности родителей. При всем многообразии поводов для разногласий причина, по которой возникают конфликты между родителями и детьми, всегда одна – неумение или нежелание родителя найти к ребенку правильный подход и корректно отреагировать на его поведение.
Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми: консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам, авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т. п.
Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т. п.
Таким образом, детско-родительские конфликты могут быть представлены как результат просчетов родителей и ошибок детей.
Типы конфликтов:
• конфликт неустойчивости родительского отношения
• конфликт сверх заботы
• конфликт неуважения прав ребенка на самостоятельность
• конфликт родительского авторитета
Предлагается родителям следующий пошаговый алгоритм действий для разрешения конфликтных ситуаций и конфликтов с детьми:
Шаг I. Определение противоречия или проблемы. Родитель должен быть уверен, что выбранный для поиска альтернативы момент удачен для него и для ребёнка.
Шаг II. Поиск и выработка альтернативных решений. При этом позвольте ребёнку первому предложить своё решение. Дайте ему достаточно времени для обдумывания его предложений.
Шаг III. Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений. Очень важно на данном этапе, чтобы родитель включил ребёнка в обдумывание и оценивание различных решений.
Шаг IV. Выбор подходящего момента для оценки верности принятого решения.
Существует много способов решения конфликтных ситуаций.
Способы разрешения конфликтов
1. Юмор – постараться увидеть смешное в создавшейся ситуации;
2. Признание достоинств – увидеть хорошие качества в другом участнике конфликта;
3. Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок;
4. Третейский суд – обращение к незаинтересованному лицу;
5. Анализ – попытаться добраться до истоков проблемы и найти решение;
6. Ультиматум – решительное требование с угрозой применения мер воздействия;
Необходимо стремиться именно к конструктивному решению проблемы, так как в данном случае конфликт несет в себе огромный воспитательный потенциал, являясь одним из механизмов развития личности.
Для конструктивного решения проблемы следует соблюдать некоторые правила:
1. Два возбужденных человека не могут прийти к согласию, надо сначала успокоиться;
2. Не следует бояться конфликта, надо его решать;
3. Умейте сдерживать свои эмоции, даже если вас провоцируют, ибо «сильнее всех – владеющий собой».
4. Уважайте личность другого, он имеет право на собственные взгляды.
Список использованной литературы:
1. Байард Д. Ваш беспокойный подросток. М. «Просвещение»,1991
2. Кан-Калик В. Тренинг профессионально-педагогического общения. М. ,1990
3. Лукашонок О. Н., Щуркова Н. Е. Конфликтологический этюд для учителя. М. ,1998
4. Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М. ,1998