Стальненко Марина Валентиновна
Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста»
Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем дет-ства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи.
Публикация «Опыт работы „Дидактическая игра как средство развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является пра-вильное произношение всех звуков родного языка. Недостатки звукопроизношения в той или иной степени отражаются на деятельности и поведении ребенка. Речевое нарушение ограничивает общение ребенка со сверстниками, взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально – интеллектуальной сферы. Дети, плохо говорящие, уже в дошкольном возрасте, начиная осознавать свой недостаток, становятся застенчивыми, неуверенными в себе, а если их не понимают, то раздражительными и агрессивными, замыкаются в себе. У ребят снижается работоспособность и мотивация к обучению. Нередко встречается расстройство внимания и целенаправленного восприятия. Что затрудняет целостность коррекционного процесса. При обучении в школе недостатки речи могут привести к неуспеваемости.
Актуальность
В условиях введения стандартизации дошкольного образования и обеспечения нового, качественного подхода к содержанию организации деятельности детей, предотвращение однообразной и монотонной работы по закреплению произношения звука, необходимость использования интересного материала и проведение процесса обучения в виде игры является, несомненно, актуальным.
Игра или игровые упражнения обеспечивают заинтересованное вос-приятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новым знанием. Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения.
Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что игра является более эффективным средством преодоления недостатков речи у детей. Игра - основной вид деятельности дошкольников, следовательно, высока и потребность детей в игре.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Цель дидактической игры на логопедическом занятии:
сохранить интерес ребёнка к занятию, повысить устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука в собственной речи.
Для развития звуковой стороны речи воспитанников мной были подобраны и разработаны дидактические игры. Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Материал разработан с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В картотеке дидактических игр представлены игры:
• для развития фонематических процессов
• для автоматизации изолированного произношения звуков и в слогах разной структуры
• для автоматизации звуков в словах
• для автоматизации звуков в словосочетаниях и предложениях
• для автоматизации звуков в стихотворных текстах
• для дифференциации звуков.
1. Дидактические игры для автоматизации изолированного произношения звуков и в слогах разной структуры представлены комплексами для автоматизации разных групп звуков.
Цель игровых комплексов: автоматизировать поставленный звук изолированно и в слогах.
Например, для звука Ш в данный комплекс входят такие игровые упражнения как : «Научи язычок шипеть», «Змейка ползёт», «Помоги змейке проползти по дорожке», «Помоги змейке догнать друга», «На грибной полянке», «Логопедическая ромашка» и др.
2. Дидактические игры для развития фонематических процессов и автоматизации звуков в словах
Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звуков в словах.
Период автоматизации звука в словах растягивается порой на длительное время и представляет трудность для ребенка, так как требуется многократное повторение однотипного лексического материала. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать я использую дидактические игры для успешного решения этой проблемы. Вот некоторые из них: «Белкины запасы», «Футбол со смешариками», «Звездочёт», «Найди слово», «Капли», «Карусель»
Комплексы игр для автоматизации звуков в словах. В них входят игры непосредственно на автоматизацию звуков, игры на определение места звука в слове, игры для развития слоговой структуры. («Жемчуг для Русалочки», «Лада – сладкоежка», «Курица и цыплята», «Сидят совы на суку») и другие.
3. Дидактические игры для автоматизации звуков в словосочетаниях и предложениях
Цель: автоматизация звуков в словосочетаниях и предложениях.
В каждой игре предусмотрено задание для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Правила игры составлены таким образом, что ребенку предлагается выполнить задание на уточнение и активизацию словаря или развитие грамматического строя речи, или совершенствование фонематического слуха, одновременно закрепляя правильное произношение.
Наглядный материал прост и универсален тем, что может быть использован, на разных этапах работы со звуком, как в подгруппе детей, так и индивидуально, не только логопедом и воспитателем, но и родителями.
«Кто плывёт в лодке», «Наш, наша, наши» (согласование местоимения и существительного, «Печкин» (формирование навыка употребления имен существительных в родительном и дательном падежах + автоматизация звуков л, р, с, ш, ж, з, ц, ч, щ.)
4. Дидактические игры для автоматизации звуков в стихотворных текстах.
Дети проговаривают стихотворные строки и подбирают соответствующую картинку.
Наташа и Маша подружки
У них такие игрушки:
У Наташи - мишка,
У Маши – домишко
У Наташи – чашка,
У Маши – неваляшка…
5. Игры для дифференциации звуков.
Игровые приемы успешно апробированы мною на логопедических занятиях со старшими дошкольниками. Дети с удовольствием принимают участие в игре.
Чем больше самостоятельности предоставляется ребенку в выполнении задач, тем эффективнее становится учебный процесс. Это является серьез-ным основанием для более широкого использования игры в организации процесса обучения.
Занимательный и веселый характер игры способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить детей на усвоение новой информации.
Когда звук достаточно автоматизирован в речи иногда необходим этап дифференциации. Для этого использую следующие игры: «Помоги Свистуну и Шептуну собрать кристаллы», «Зонтики для ежат» (можно дифференцировать близкие по звучанию звуки, мягкие и твёрдые звуки, «Бумажная кукла» (У Иры на платье рисунок со звуком Р, а у Милы на платье рисунок со звуком Л)
Таким образом, эффективность использования дидактической игры за-ключается в том, что дети решают учебные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность. Одновременно, в игре происходит развитие логического мышления, и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Следовательно, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать как индивидуально, так и в подгруппе детей.
В результате систематического использования дидактической игры на логопедических занятиях у ребят повышается учебная мотивация, гораздо быстрее формируются речевые навыки, формируется адекватная самооценка, появляется познавательная и устойчивая потребность в достижении успехов, что благоприятно сказывается на формировании личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Благодарю за внимание!
Список используемой литературы
1. Аванесова В. А. Дидактические игры для дошкольников. - м. Просвещение, 1982
2. Аванесова В. Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду» - в книге «Умственное воспитание дошкольника», м., 1972.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. м. 1991г.
4. Воспитание детей в игре / сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – Москва, 1983, 2000.
5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - м. : просвещение, 1961.
6. Г. с. Швайко. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. работников доу[под ред. в. в. гербовой]. – 5-е изд. – м. : айрис-пресс, 2008 – 176с.
7. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыха-тельно-голосовые упражнения / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – Москва : Гном и Д, 2001.
8. Логопедия: учебник для студ. Дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. Л. с. волковой. – 5-е изд., перераб. И доп. – м. :гуманитар. Изд. центр владос, 2007.
9. Нищева, Н. В. Играйка. 8 игр для развития речи дошкольников / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2002.
10. Нищева, Н. В. Развивающие сказки / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2002.
11. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. м. 1982г.
12. Стребелева Е. А. обучение дошкольников. М. 1993г.
13. Филичева Т. Б. ,Чевелева Н. А. ,Чиркина Г. В. основы логопедии. М. :1991.