Зинаида Киселева
Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер.
Дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Согласно ФГОС ДО у детей должны формироваться предпосылки к возникновению универсальных учебных действий. Учебная деятельность должна увлекать дошкольников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей.
А дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Учитывая выше сказанное, я выбрала тему самообразования «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» (слайд 1)
Целью деятельности самообразования я поставила: Развитие познавательных способностей у дошкольников посредством дидактической игры. (слайд 2)
Задачи:
-изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;
-познакомиться с педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;
-посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации познавательной активности дошкольников;
- создать картотеку дидактических игр.
Свою работу я начала с изучения методической литературы по данной проблеме. Мною были изучены следующие пособия: (слайд 3)
Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»
Бондаренко. А. К. "Дидактические игры в детском саду"
Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада»
Швайко Г. С. "Игры и игровые упражнения для развития речи"
Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников»
Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников»
Проанализировав изученную литературу и наблюдая за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в:
• систематизации и обобщении предметов и явлений;
• анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;
• видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.
Используя дидактические игры я увидела, что игра позволяет :
Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
Формировать связную речь;
Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.
Свою работу я вела по трем направлениям: (слайд 4)
Создание предметно - развивающей среды в группе;
Работа с детьми;
Работа с родителями.
1 направление:
За период сентябрь 2014 – май 2015 года мною были подготовлены игровые пособия:
Для развития мышления : «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Осенние листочки», «Геометрическое лото», «Четвёртый лишний».
Для развития внимания : «Накрой на стол», «Смайлики», «Найди одинаковые рукавички», «Что, где растет?».
Для развития восприятия и памяти : «Найди отличия», «Сложи картинку», «Что за время года?», «Кто, что ест?»
Для развития речи : «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Кто в теремочке живет».
Для развития творческого воображения: «Чудесные превращения», «Пантомима», «Смешной портрет».
Многофункциональное дидактическое пособие на развитие восприятия, памяти, внимания и логического мышления для воспитанников: «Волшебные круги».
2 направление: (слайд 5)
Работа с детьми строилась по следующим путям развития познавательных способностей :
1. Развитие мышления;
2. Развитие внимания;
3. Развитие восприятия и памяти;
4. Развитие речи;
5. Развитие творческого воображения.
Свою деятельность выстраивала поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитывала особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использовала сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включала в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.
Слайд 6
Многофункциональное пособие:
11 пар кругов, вырезанные из картона (других материалов, пластинки, диски) разбиваются на 4, 6, 8 секторов. В каждый сектор помещают картинку или различные схемы, картинки.
Игры на подбор пары:
«Чей хвост?» «Кто где живет?» «Один – много» «Что где растет?» «Подбери по форме» «Подбери по цвету» «Мамы и их детеныши» «Поедем, полетим, поплывем» «Угадай, чей листок» «Оденься по сезону».
Слайд 7
«Смайлики»
Перед детьми кладется игровая карта. В верхний левый угол стопкой кладутся смайлики. Детям предлагается найти все классифицируемые предметы и положить на них смайлики. После правильного отбора предметов предлагается назвать оставшиеся предметы и определить их группу.
Слайд 8
«Осенние листочки»
Взрослый предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимание, что листочки разного цвета и величины.
- «Подул сильный ветер, и разлетелись листочки. Давай их соберём». Вместе с ребенком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.
Слайд 9
«Кто, что ест»
«Давайте скорее, зверят угостим, уж сильно проголодались они!»
При этом необходимо проговаривать название животного, название пищи, которую это животное ест, можно спросить какие звуки издает животное.
Слайд 10
«Найди одинаковые рукавички»
Необходимо найти парные рукавички по цвету, рисунку, расположенными на них геометрическими фигурами. Определить их местоположение (вверху, внизу, справа, слева).
Слайд 11
«Накрой на стол»
«Стол красивый мы накрыли,
А про чашечки забыли.
Ну, дружочек, помогай,
Чашки к блюдцам подбирай».
Слайд 12
«Что, где растет»
Необходимо:
Посадить овощи на грядку, а фрукты на дерево.
Рассказать в чем отличие фруктов от овощей.
Охарактеризовать фрукты и овощи, используя модель признаков (цвет, форма, размер, вкус).
Слайд 13
«Кто в теремочке живет?»
1 вариант: ведущий берет изображения двух животных и «прячет» одного их них за домом, другого в окне, при этом оставляя видимой одну из частей животного, я спрашивает «Кто-кто в теремочке живет?». Игрок отвечает: «В теремочке живет корова, потому что из окна торчит коровья голова, коровьи рога, коровий нос и т. д. А еще в теремочке живет собака, потому что из-за дома торчит собачий хвост, собачьи лапы»
2 вариант: Определив животного, «живущего» в теремочке, ребенок должен составить краткий описательный рассказ об этом животном по предложенному плану: 1)Кто это? 2) Внешний вид зверя 3) Чем питается? 4)Название жилища 5) Название детенышей 6) Польза для человека (если домашнее животное).
Слайд 14
«Чудесные превращения»
Работа с прищепками очень нравится детям, они фантазируют, придумывают что-то своё необычное, это развивает не только мышечную силу пальцев рук, но и обогащает их воображение, дети начинают играть со своим изобретённым персонажем, героем, с каждым разом придумывают новый образ. Что так привлекает внимание наших малышей? Как раз яркая, впечатляющая игра, которая подразумевает удивительные превращения, казалось бы, из чего? Да из обычных прищепок!
3 направление: (слайд 15)
Работа с родителями:
В октябре проведена консультация «Роль дидактической игры в развития познавательных способностей».
Слайд 16
В феврале проведена выставка «Советуем ознакомиться с дидактическими играми».
Завершением послужит родительское собрание 22.05.2015г. «Играем вместе с родителями в занимательные игры».
В рамках заданной темы были посещены занятия в гр. № 4, 6, 7, 1.
Слайд 17
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы
4. Создать картотеку дидактических игр для родителей.