Нэлли Журавель
Опыт использования конструктора LEGO на уроках литературного чтения в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт использования конструктора LEGO
на уроках литературного чтения в начальной школе
Конструктор LEGO на уроках мы начали активно применять с 2015/2016 учебного года. Сегодня уверенно можем утверждать, что при работе с конструктором LEGO дети непроизвольно проявляют свои творческие способности, осознают необходимость взаимодействия и обмена информацией со сверстниками, учатся принимать решения самостоятельно, развивают коммуникативные навыки.
Публикация «Опыт использования конструктора LEGO на уроках литературного чтения в начальной школе» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июль 2018
Опыт работы с конструктором позволил нам включиться в деятельность лаборатории робототехники LEGO областного ресурсного центра информационных технологий «Поиск», открытой в 2015 году. Для организации работы лаборатории был приобретен конструктор LEGOEducation «Построй свою историю» (два комплекта). Проведение занятий с его использованием мы начали практиковать в 2015/16 учебном году (1-й класс) и продолжаем до сих пор. На каждой параллели у нас создан ЛЕГО-класс. Набор ЛЕГО мы используем на уроках и внеурочной работе.
Особое внимание мы уделяем отработке методических навыков по использованию деталей конструктора на уроках литературного чтения. Поскольку младшие школьники обладают наглядно-образным мышлением, то они с удовольствием пытаются создать модели, представляющие и характеризующие тех или иных литературных персонажей. Наиболее удачно удается использовать конструктор при изучении произведений о природе. Учащиеся с энтузиазмом приступают к изготовлению образной модели того персонажа, о котором говорится в рассказе или стихотворении, стремятся отразить в модели его характер и эмоции. И следует отметить, что они проявляют при этом творчество, фантазию.
При проведении занятий по литературному чтению можно сконструировать театральную сцену, из LEGO-деталей создать персонажей произведения и вместо монотонного пересказа инсценировать художественные произведения, причем каждый ребенок может играть свою, подходящую для него роль. Такой подход помогает создать непринужденную обстановку, что помогает младшему школьнику лучше раскрыть свои творческие способности, глубже вникнуть в смысл произведения.
Исходя из опыта работы мы сделали вывод, что конструктор LEGO на уроках литературного чтения успешно выполняет следующие задачи:
• способствует развитию навыков выстраивания целого рассказа по фрагменту, умений интерпретировать события;
• позволяет сочинять текст в различных жанрах (рассказ, стихотворение, сказка);
• побуждает к созданию иллюстрированных рассказов; позволяет использовать разнообразные виды работы на уроке;
• стимулирует познавательную активность учащихся;
• активизирует развитие речи, воображения, логического мышления.
Чтобы эффективно проводить учебные занятия необходимо обозначить тему, цель и тип занятия, определить временные рамки урока, четко сформулировать задачи, выделить этапы урока, на которых будут использоваться детали LEGO.
Для организации работы на уроках сформированы комплекты LEGO-кирпичиков (один на парту). На уроках чтения во 2-м и 3-м классах конструктор применяется при иллюстрировании отрывка, придумывании продолжения текста, инсценировке художественных произведений.
Литературное чтение (3 класс). Рассказ Клавдии Калины «Верасень*. После прослушивания текста, анализа содержания ребятам предлагается сделать иллюстрации к отрывкам произведения (работа проводится в группах).
1-я группа. Учащиеся при помощи кирпичиков делают иллюстрацию к первой части: показан сад, на земле лежат груши, яблоки, сливы.)
2-я группа. На иллюстрации показано поле, стоят мешки с картошкой, стоги с сеном.)
После выполнения работы ребята представляют свои иллюстрации.
Литературное чтение (2 класс). Валентина Осеева. «Синие листья*.
Работа проводится в паре. Учащиеся зачитывают отрывок из рассказа и иллюстрируют рисунки Лены и Кати.
На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зеленого нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
— Я ей давала, а она не берет.»
После выполнение иллюстрации учащиеся инсценируют отрывок.
Использование LEGO на уроках литературного чтения на протяжении трех лет помогло повысить беглость чтения (отрывок текста, который иллюстрируется, перечитывается несколько раз) и уровень осмысления текста учащимися. Защищая выполненную работу, ребенок старается говорить правильно, выразительно, дополняя ответ своими высказываниями.
На уроках чтения в 4-м классе LEGO-конструктор используется при анализе произведений. Это самый сложный этап, так как он требует осмысленной работы над текстом.
Изучая произведения о природе, которыми изобилует программа по литературному чтению, ребёнку очень интересно изготовлять образную модель того персонажа, о котором говорится в рассказе или стихотворении, передать его характер, настроение.
На уроках литературного чтения, можно сконструировать театральную сцену, из LEGO-деталей создать персонажей произведения и вместо монотонного пересказа инсценировать художественные произведения. Каждый ребёнок может играть свою роль, инсценировать любые понравившиеся произведения, вместо скучных пересказов у доски. Такой подход поможет создать непринуждённую обстановку, что поможет ребёнку лучше раскрыть свои творческие способности, глубже вникнуть в заложенный автором смысл произведения, научит говорить, не стесняясь, в большой аудитории, повысит его самооценку.
Так же на уроках можно использовать следующие приемы:
- «Закончи мой рассказ». Учитель начинает рассказ: «два мальчика сидели на лавочке и фантазировали о том, что если бы они были муравьями. Внезапно все потемнело, подул сильный ветер…» Задача каждого учащегося продолжить начатый учителем рассказ и создать при помощи конструктора ЛЕГО картину событий.
- «Лови рассказ». Учитель читает рассказ с остановками, чтобы учащиеся успели воспроизвести услышанное. В конце подводится итог: рассказ один, а проекты получились разными, так как каждый видит и воспринимает ситуацию по - своему.
- «Условия меняются». Учитель предлагает учащимся вспомнить и рассказать сказку «Колобок», если бы
- все события происходили ночью, в грозу и т. д.
- все события происходили в Африке, на море и т. д.
- колобок убежал в школу, в парк и т. д.
Далее учащиеся создают конструкторскую часть новой сказки и обыгрывают ее ЛЕГО командой.
- «Угадай пословицу». Учащимся предлагается поработать в парах. Учитель раздает карточки с пословицами: Делу время, а потехи час. Землю красит солнце, а человека труд. Не спеши языком – торопись делом. У плохого мастера и пила плохая. При солнышке тепло, при матери - добро. Человек без семьи, что дерево без плодов. Учащиеся изображают пословицу при помощи конструктора ЛЕГО и предлагают отгадать пословицы по изображению, объяснить их смысл.
- «Загадка для ума зарядка». Учитель предлагает придумать загадку учащимся и изобразить отгадку при помощи конструктора ЛЕГО. Проводится конкурс на лучшую загадку.
Такие приемы развивают творческие способности учащихся, формируют творческое мышление, дают возможность находится в поиске, открывать для себя что-то новое. Предоставляется возможность чувствовать себя творцом.
С приходом конструкторов в начальную школу уроки литературного чтения наполнились яркой практической деятельностью, приобрели удивительную окраску.
Целенаправленная, систематическая работа с использованием деталей конструктора LEGO дает хорошие результаты. Дети проявляют свои творческие способности, фантазию, осознают необходимость взаимодействия со сверстниками, учатся взаимопомощи, способам обмена информацией, умению принимать решение, развивают коммуникативные навыки. При этом увеличиваются стремления к знаниям, лучше усваивается материал. LEGO помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить, фантазировать, вызывает у них желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. А это самое главное в нашей работе.