МААМ-картинки

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях ФГОС

Курякина Зинаида
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.

Публикация «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях ФГОС» размещена в разделах

ФГОС предполагает обеспечения условий для развития личности учащихся, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, и новые стандарты и технология критического мышления акцентируют внимание на личностно - ориентированном обучении.

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик…нельзя научить, можно научиться.

Одно из важнейших положений технологии заключается в совместном (учитель-ученик, родители-дети) конструировании своего знания и всего процесса учения.

Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель данной технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

При использовании данной технологии урок является основной формой обучения. Основой урочной деятельности является тематическое планирование, которое позволяет вписать каждый конкретный урок в систему уроков по одной теме и в систему годичного школьного курса.

Технология развития критического мышления относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, которая представлена на схеме

Этапы учебного занятия

этап Задачи Содержание

Первый этап «Вызов»

1)Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;

2)Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

3) Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы. Учитель настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, актуализируют предшествующие знания и, что особенно важно, формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний.

Второй этап

«Осмысление»

(реализация смысла)

1) Помочь активно воспринимать изучаемый материал;

2) Помочь соотнести старые знания с новыми.

Заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т. е. формирует реальную субъективную позицию в учении и обучении.

Третий этап «Рефлексия» 1)Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;

2)Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. Возникает условие для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия, - именно поэтому данный этап называю сотворчество.

Основное его содержание -осмысление результатов работы, их общая и индивидуальная оценка, соучастие учеников в определении домашнего задания.

Приемы развития критического мышления, которые я использую в своей работе :

«Корзина» идей, понятий, имен.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Прием «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Прием «Пометки на полях»

Технология развития критического мышления предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик

ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.

Знаком «вопрос») отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Конспект урока русского языка в 4 классе (УМК «Школа России») с применением технологии развития критического мышления.

Тема урока : Обобщение знаний о глаголе.

Цель: Приближение учащихся к процессу самостоятельного осмысления информации по изучаемой теме.

Задачи урока :

1. Обобщить и расширить знания о глаголе.

2. Развивать умения учащихся :

- самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; работать в группе; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы,

- систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и применять их практически.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Целеполагание (работа с интерактивной доской).

Учащимся предлагается флипчарт, на котором записаны группы слов. Задание: найдите лишние слова и запишите их в тетрадь. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова?

1)Обида, огорчение, жестокость, ударить.

2)Смех, улыбка, хохотать, радость.

3)Печалиться, грусть, настроение, веселье.

Учитель: Слова какой части речи назвали? (Глаголы)

Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения о глаголе, и, обязательно, узнаем что-то новое. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучили о глаголе. Девизом нашего урока будет предложение, написанное на доске «Вызываю вас на мысль…».

I. Стадия вызова

3. Мозговой штурм.

Ответьте на вопросы, представленные на слайде «Кто что делает?» (Слайды № 2-11)

Повар -, врач - …., учитель -, ученик -, баянист -, художник -, продавец -, пекарь -. , ветер -, молния -. , трава -. , дождь - …

Сделайте вывод. (Глагол – одна из наиболее употребляемых частей речи. Глагол обычно обозначает действие, процесс).

4. «Корзина» идей.

- Теперь скажите все, что вы знаете и помните о глаголе, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны).

II. Стадия осмысления

5. Составление кластера (работа в группах)

- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.

(Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)

Сначала пишем слово «глагол» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с друг.

6. Физкультминутка.

7. Морфологический разбор глаголов. (по вариантам,запись в рабочей тетради)

1вариант- светит 2вариант-прибежит

8. Новое знание.

Прочитайте текст на слайде.

«Два мальчика спортсмена Антон и Игорь щли с тренировки и разговаривали:

- В этом году на областных соревнованиях я обязательно победю., нет побежу,-замялся Гена.

- Эх ты, еще не знаешь, как сказать правильно, а хочешь победить, -засмеялся Игорь.

Как правильно сказать? Какие еще глаголы нельзя употреблять в 1 лице. ?

(УБЕДИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ,БОРОЗДИТЬ,ШЕЛЕСТЕТЬ,ДЕРЗИТЬ) Однако, ситуация небезвыходная. Можно сказать: одержу победу, буду пылесосить, чищу пылесосом.

9. Написание синквейна

Вспомните, что такое синквейн? (в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам).

Какие правила существуют для его написания?

(На 1-ой строчке – одно слово – существительное – это и есть тема синквейна. На 2-ой – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На 3-ей – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза. Последняя фраза – это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна.)

Какой синквейн получился у вас?

Например: Глагол

Важный, особенный

Действует, обозначает, изменяется

Устами младенца глаголет истина

Учение

III. Рефлексия.

9. Заполнение «Маркировочной таблицы З У Х».

Ребята, постарайтесь записать своими словами сведения, понятия или другие факты.

З (Я знал (а) У (Узнал (а)новое для меня) Х (Хочется узнать)

10. Подведение итогов.

Достигли ли вы поставленной перед собой цели?

Какая информация отложилась у вас в памяти?

Внедрение в практику преподавания в начальной школе описанных выше методов и приемов оказывает позитивное влияние на успеваемость и уровень обученности детей. Наблюдается положительная динамика успеваемости и среднего балла в классе.

Так же наблюдаются позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам. Дети занимают призовые места в олимпиадах, конкурсах, научно – практических конференциях разного уровня.

Опыт моей работы по применению технологии развития критического мышления был представлен в ходе семинаров разных уровней. Моя работа вызвала интерес и одобрение у педагогического сообщества.

Список используемой литературы :

1. Гадалова В. В. Теория и практика урока русского языка. Пособие по методике преподавания русского языка (для студентов и учителей). – М. : Московский Лицей, 2002. – 88 с.

2. Дэвид Клустер. Что такое критическое мышление// «Перемена», № 4, 2001, с. 76.

3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-ое. – СПб: «Альянс «Дельта»; «Речь», 2003.

4. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М. : Издательский центр “Академия”,2007. – 368с.

5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. Народное образование. 1998. – 256 с

6. ТемплЧ., Мередит К., Стил Дж. Как учатся дети: Свод основ - 2002.- 105 с.

7. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М. : Народное образование, 1996. – 160 с.

Публикации по теме:

Использование технологии проектирования в организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, подразумевают, что педагог.

Игровая деятельность на уроках в начальной школе Тема выступления: «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО». «В игре.

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют.

Использование кейс — технологии как средства развития социальной активности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Использование технологии критического мышления на уроке. Урок окружающего мира во 2 классе «Город на Неве» Панютчева Татьяна Фёдоровна учитель начальных классов 1 категории ГБОУ СОШ № 606 Пушкинского района Города - Санкт - Петербурга Использование.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии критического мышления «Знакомство с песцом» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Рябинка» Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии.

Мастер-класс «Технология критического мышления как средство реализации компетентностного подхода на уроках в начальной школе» Данный материал мастер-класса использовался как мастер-класс для педагогов и студентов педагогических вузов. Компетентностный подход — это.

Методы контроля обучения на уроках физической культуры рекомендуемых в начальной школе Контроль в физическом воспитании является разновидностью деятельности специалиста и необходимым составным элементом целесообразного построения.

Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Одной из главных задач учителя в школе является.

Экологическое воспитание на уроках окружающего мира и литературного чтения в начальной школе Эпиграф Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придётся принимать её условия. Роберт Риклефс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях ФГОС
Опубликовано: 2 июня 2018 в 17:57
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Курякина Зинаида в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД