Татьяна Купранова
Развитие мелкой моторики руки на уроках технологии в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Заковряжинская средняя общеобразовательная школа»
«Развитие мелкой моторики руки на уроках технологии в начальной школе.»
Выполнила: Купранова Т. А.
Не секрет, что образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения. От воспитания и развития ребёнка в младшем школьном возрасте зависит многое в его будущей жизни.
Публикация «Развитие мелкой моторики руки на уроках технологии в начальной школе» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Начальная школа. 1-4 классы
- Технология. Уроки технологии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Формирование мелкой моторики - один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой формирует целостную систему восприятия.
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Мы, учителя начальных классов, учитывая возрастные психофизиологические особенности младших школьников, уделяем большое внимание этой проблеме. Принимая детей в первый класс, мы прекрасно понимаем, что должны заложить не только основы письма, счёта и чтения, но должны ещё способствовать общему развитию ребёнка.
Большое значение для развития мелкой моторики рук имеет отбор дидактического материала и инструментов для занятий. Это могут быть ватные палочки, кусочки смятой бумаги, спичечный коробок, кусочек поролона, ластик, пробка от бутылки, древесный лист, жесткая клеевая кисть, нитки и многое другое.
Мы стараемся сформировать у детей различные виды хватания, удерживания предметов («пинцетный», «щипковый», умение оперировать каждой рукой, кистью рук, развить согласованность движений обеих рук, выделить каждый палец в отдельности. Руки подготавливаются к овладению учебными двигательными умениями и навыками. Повышается самооценка ребёнка. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это помогает ребенку в школе, особенно при овладении письмом.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук.
В своей работе я использую разные виды работ по развитию мелкой моторики.
Рассмотрим более подробно работу с разными материалами.
Работа с природным материалом и пластилином. В этой работе пластилин используется как основа, на которую крепится природный материал методом вдавливания. Эта работа требует от ребенка усидчивости и терпения.
Лепка. Лепить можно из пластилина, пластики, гипса, глины, теста и многих других материалов. Занятия ручной лепкой прекрасно развивают моторику рук, а также учат детей образному и конструктивному мышлению. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. На занятиях с пластилином пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.
Собирание мозаики. Основная идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Ребенок постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг к другу. Таким образом, совершенствуется мелкая моторика рук.
Набор разноцветных прищепок. Обычные бельевые прищепки - это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания и сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам руки. Важно научить детей брать прищепки тремя пальцами – большим, указательным и средним и цеплять их к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус. А можно чередовать прищепки по цвету, создавая неповторимые цветовые комбинации. И конечно, неплохо, если дети будет пересчитывать прищепки, определять их количество определенного цвета.
Пуговицы, бусы. Дети любят играть с мелкими предметами, например, пуговицами: перебирать их – вытаскивая из коробочки и складывая обратно, перетирать их между ладонями, пересыпать пуговицы и бусины из ладошки в ладошку.
Эффективным пособием для тренировки руки ребенка признаны бусы. Предлагая ребенку для нанизывания на веревочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, учитель способствуют постоянному совершенствованию координации системы «глаз-рука», приучают пальцы совершать точные движения под контролем зрения. Нанизывая бусы, ребенок учится по-разному складывать пальцы в зависимости от того, какой формы и толщины предмет ему приходится брать: или тремя пальцами («щепотью», или двумя (кончиками большого и указательного пальцев – «пинцетный захват»). Это помогает скоординировать движения обеих рук ребенка.
Шнурки, шнуровки. Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости.
Оригами. Оригами – древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами многократно складывается из квадратного листа бумаги без клея и ножниц.
Разновидности оригами – модульное оригами. Целью занятий оригами в школе является развитие мелкой моторики рук и общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения другим предметам.
Работа с нитками, тесьмой и тканью. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движения рук и глаз. Наматывают нитки и тесьму на катушки, в клубочки. После этого они изготавливают объемные поделки из ниток, вышивают на пяльцах, шьют игрушки.
Картинки из круп. Игры с крупами очень полезны и интересны. Подойдет все: гречка, просо, фасоль, семечки, горох, манная крупа, рожки. Многие дети любят рисовать, но делать это можно совсем необычным способом. Ребенок пальчиком может рисовать простейшие фигуры и узоры: квадраты, ромбы, кружочки, листики, цветы.
Макаронные аппликации. Аппликации можно делать не только из цветной бумаги и лоскутков ткани. Красиво и необычно выглядят макароны- ракушки, бантики и бабочки. Готовое изделие можно раскрасить – получится фантастическая композиция. Чтобы ее выполнить аккуратно, надо иметь умелые и ловкие руки. Ведь удержать в пальцах маленькую макаронину нелегко, но это и способ потренировать мелкую моторику пальцев рук.
Работа с бумагой. Бумагопластика. Поделки из бумаги – очень полезное занятие. Мы учим ребенка мять бумагу и катать складывать, вырезать. Скатывать из бумажных полосок «рулончики», «трубочки». Используем различную по толщине и качеству бумагу. Все эти виды деятельности требуют точности и согласованности движений кистей рук.
А какие красивые получаются поделки, которые можно подарить на праздник своим родным, близким, а можно как украшение повесить у себя в квартире.
Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его работа
В последнее время я начала использовать полуобъемные схемы. Схемы представлены на разные темы. Для детей такие схемы удобны тем, что ребенок может открывать и закрывать нужную ему деталь, пока он не поймет, в каком положении деталь должна находиться, и где именно на детали рисовать контур. Кто-то из детей может рассматривать схему только одну минуту, и он поймет, как работать, а кому-то надо будет подойти к схеме несколько раз, чтобы понять принцип действий. Эти схемы - мои помощники. На схеме видно, как можно последовательно выполнить несколько действий.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
А мы взрослые должны помнить слова А. В. Луночарского: «Как работают руки, так думает голова»