Мария Александровна Тарасова
Игровая деятельность на уроках в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема выступления: «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО».
«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»
В. А. Сухомлинский
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики.
Публикация «Игровая деятельность на уроках в начальной школе» размещена в разделах
В соответствии с внедрением в систему образования ФГОС НОО на сегодняшний день российская школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться.
Начальная ступень образования является одним из важных периодов общего образования, в ходе которой, младшим школьникам предстоит освоить умение учиться, а также освоить учебный материал по основным учебным предметам.
В ФГОС НОО сказано о том, что основная задача, которая стоит теперь перед учителем заключается в формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них универсальных учебных действий. Формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию учебно-познавательной деятельности.
Дети младших классов, а особенно первоклассники, подвижны, эмоциональны, у ребят повышенная утомляемость – значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Поскольку ведущей деятельностью детей – дошкольников была игра, то придя в школу, происходит смена ведущей деятельности на учебную. И конечно возникает вопрос: как же сделать так, чтобы переход от одной ведущей деятельности к другой происходил безболезненно? Одним из спасительных средств в этой проблеме является игра.
Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Игра первая учит разумному и сознательному поведению. Это первая школа мысли для ребёнка. Детство —это время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать не доигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.
Все игры, используемые в ходе учебного процесса требуют от детей:
• воспроизводящей деятельности;
• исполнительской деятельности;
• преобразовательской деятельности;
• поисковой деятельности;
Для того, чтобы у ребёнка сформировалась учебная деятельность, необходимо чтобы переход от игры к учебному познанию осуществлялся плавно, именно поэтому, особенно в первом классе начальной школы, учителем используется очень много различных игр, игровых приёмов на уроках для того чтобы активизировать детей, поддерживать их интерес, стимулировать процесс самостоятельной познавательной деятельности.
Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра.
Дидактическая игра- это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднамеренно формирование необходимых УУД.
Содержание игры и её условия должны обеспечивать и стимуляцию познавательного интереса и познавательной активности, и способствовать формированию определённых умений и навыков.
Игра может быть проведена на любом этапе урока :
• в начале урока- организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность;
• в середине урока- игра должна решать задачу усвоения темы;
• в конце урока- может носить поисковый характер.
В своей деятельности так же использую игры на разных этапах урока. Например.
В начале урока математики можно провести игры:
«Счастливый стульчик» - цель игры закрепление таблицы умножения и деления. «Найди свое место» - цель, встать в порядке возрастания или убывания.
В середине урока русского языка использую игры такие, как:
«Лови основу»- цель игры, закрепление главных членов предложения.
«Найди свою пару»- узнать как дети усвоили написание слов с сочетанием – ца, -тся или –ться.
В конце урока :
«Отгадай слово»- может использоваться и на уроках русского языка и литературного чтения.
«Найди лишнее слово» - развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, мышления, памяти.
Так же при проверке домашнего задания по литературному чтению проводятся игры –спектакли, а так же игра «Поймал- ответь» при пересказывании произведения.
Во внеурочное время на кружке «Умелые ручки» мы готовим необходимые атрибуты к уроку.
Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, понятным, помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение.
На уроке-игре детям гораздо интереснее, но все-таки игра не должна подменять учебу, а игровой интерес – познавательный интерес. Безусловно, в начальных классах игровые моменты включать в урок необходимо, но обращаться с игрой в учебной деятельности нужно аккуратно, взвешивая все «за» и «против».
Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это светлое огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Но и на сегодняшний день актуальность игровых технологий не угасла.