Татьяна Купранова
Консультация «Борьба с усталостью и потерей внимания на уроках в начальной школе»
▼ Скачать + Заказать документы
" Борьба
с усталостью и вниманием на уроках"
Выполнила: Купранова Т. А.
Учитель начальных классов
У каждого человека бывают в жизни моменты, когда он попадает в ощущение замкнутого круга, опускаются руки, отсутствует желание что-либо делать, жизнь тускнеет, всё надоело и кажется, вроде рутина тебя поглощает всего с головы до пят, и ты думаешь,как я устал. Что же делать в таком случае? Как избавиться от усталости? С этим часто не могут справиться взрослые, а как же должны бороться дети с усталостью и потерей внимания на уроках.
Публикация «Консультация „Борьба с усталостью и потерей внимания на уроках в начальной школе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Одним из факторов, определяющих успешность обучения детей, является хорошо развитое внимание и их организованность. Хорошо успевающие дети имеют лучшие показатели развития внимания. Различные свойства внимания (объём, устойчивость, навыки переключения и распределения) вносят не одинаковый «вклад» в успешность обучения по различным школьным дисциплинам.
Внимательные дети хорошо учатся благодаря высокому уровню распределения внимания и, исходя из этого, высокому индивидуальному темпу работы. У невнимательных детей даже высокий индивидуальный темп работы может сочетаться с низкой успеваемостью. Поэтому перед учителями стоит задача: преподнести учебный материал так, чтобы дети с разным уровнем внимания могли максимально усвоить и удержать в памяти полученные знания для их дальнейшего применения.
Дети, попадающие учиться в один класс, значительно различаются не только по показателям, объёма, распределения и устойчивости внимания, но и имеют разную степень работоспособности в течение дня и учебной недели.
Работоспособность-умение мобилизировать внимание на высококачественное выполнение той или иной работы. Работоспособность зависит от разных факторов:
• Физиологических - возраст, пол, состояние здоровья,питание отдых;
• Физических - воздействуют на организм через органы чувств: степень и характер освещения помещения, температура воздуха, его влажность
• Психических - самочувствие, настроение, а также восприятие поощрения, порицания.
В повседневной жизни эти факторы действуют в совокупности. Знание физиологических особенностей детей позволяет рационально строить учебный процесс. Чем дети младше, тем они менее работоспособны, менее сопротивляются утомлению. У детей 6-8лет, как известно, слабая мышечная работоспособность, сила и выносливость. В конце учебного дня они испытывают усталость, что естественно: после любого умственного или физического труда наступает утомление. Оно может быть связано с недосыпанием детей, не соблюдением режима дня состоянием здоровья, длительной по времени подготовкой домашних заданий и даже природными изменениями, возникающими в течение суток. Постоянная усталость может перейти в переутомление, характеризующееся сонливостью, вялостью. В результате школьники жалуются на усталость уже в начале учебного дня.
Чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, им необходимы двигательные физминутки, которые позволяют передохнуть, расслабиться и настроить организм на эффективную работу.
С целью сохранения здоровья детей рабочий день учитель должен начинать с проветривания кабинета и проведения гимнастики, которая служит организационным и мобилизирующим фактором.
При составлении комплекса физических упражнений учитывается, с какого урока начинается учебный день. Если первый урок - русский язык, включаются упражнения для развития мышц кисти; если литературное чтение, то в комплекс следует включить упражнения, укрепляющие мышцы глаз.
Важно, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрасту и индивидуальным возможностям детей. В течение урока должны 4-6раз меняться виды учебной деятельности, причём средняя их продолжительность не должна превышать 8 минут. На 20-й и 35-й минутах необходимо провести физкультурную минутку, которая поможет снять напряжение, утомление. Кроме этого полезны динамические паузы. Их, как правило, проводят на третьем уроке в хорошо проветренном классе, а в хорошую погоду на школьном дворе. В программу динамических пауз входят общеразвивающие упражнения, ритмическая гимнастика, подвижные игры
Особенно эффективны физкультминутки, которые проводят сами дети. Физкультминутки, с использованием стихотворений способствуют ещё и развитию памяти.
Физкультурные паузы на уроках являются частью системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.
Как показывает практика, большой эффект даёт проведение подвижных перемен. Они помогают снять усталость и способствуют физическому развитию.
Непоседливым, не умеющим ни на чём сосредоточиться, полезна релаксация «Поза покоя» (дети находятся в удобных для них позах). Детям быстро утомляющимся, периодически следует менять умственную деятельность на физическую. Легко возбудимые дети комфортно себя чувствуют в малочисленных группах, участвуя в спокойных играх. Медлительным детям даётся больше времени на выполнение того или иного задания, а игры подбираются с постепенным увеличением темпа, с элементами соревнования. Не секрет, что дети имеющие достижения в спорте или на уроках физкультуры, не всегда успешны в учёбе. Возможность для таких детей провести активную перемену, показать свои умения способствуют формированию иного мнения учителя о них, и помогает детям войти в коллектив. Такие перемены повышают активность и работоспособность на последующих уроках.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это способствует сохранению и укреплению здоровья.
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым