Валентина Субарь
Экологическое воспитание на уроках окружающего мира и литературного чтения в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание на уроках окружающего мира и литературного чтения в начальной школе
Эпиграф
Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой,
то нам в большинстве случаев придётся принимать её условия.
Роберт Риклефс.
Современная экология – это комплексная наука, изучающая не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий человека, общества, природы.
Публикация «Экологическое воспитание на уроках окружающего мира и литературного чтения в начальной школе» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Начальная школа – это первая ступенька в длительном процессе накопления знаний об окружающем мире. В дальнейшем отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи его с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетическое и нравственное отношение к природным объектам.
Л. В. Сухомлинский считал, что необходимо детей вводить в природу так, чтобы каждый день он делал бы для себя открытие, чтобы каждый его шаг был бы путешествие к чудесам в природе, облагораживал душу ребёнка
Этому способствует курс «Окружающий мир» А. А. Плешакова и М. Ю. Новицкой
Это интегрированный курс, включающий в себе материалы из таких наук, как астрономия, история, география, биология. Так у детей складывается понятие о единстве и целостности окружающего мира.
С первого по четвёртый класс чётко прослеживается связь живой и неживой природы, роль человека в развитии общества на разных этапах истории и разных народов, развитие прогресса и вмешательство человека в природные процессы.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
•
на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости.
•
в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность.
•
формировать умения воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;
•
воздействовать на развитие эмоционально волевых, нравственных качеств личности, на осознанном уровне представлять науки, помогающие познавать окружающий мир.
Основы любой культуры закладываются в детском возрасте. Именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание содержанию и формированию основ экологической культуры. Потому что культура поведения человека не возникает сама собой.
Зачастую образцы поведения детей в окружающей среде преподносятся детям преимущественно в готовом виде: «не ломай!», «не шуми!», «не кричи!», «не топчи!», «не рви!», «не вреди!» Но такие запреты нисколько не помогут делу, а, напротив, только навредят». И такие правила чаще всего или не выполняются детьми, или выполняются только под строгим контролем взрослого. Не всегда и взрослые служат достойным примером для подражания, часто грубо нарушая правила экологической этики. Поэтому правила своего поведения ребёнок должен не только знать, но и понимать необходимость их выполнения. Чтобы работа была эффективной нашей задачей стоит научить детей наблюдать, сравнивать и делать выводы. В этом нам помогает «кладезь народной мудрости» - загадки, приметы, пословицы, поговорки.
Наши предки обладали, как сейчас принято говорить, экологическим мышлением. Древний человек уважительно относился к природе, старался жить в ладу с ней, стремился не покорять, а безболезненно вписываться в неё. Человек осознавал себя не «царём» природы, а её частичкой. Древние славяне обладали богатой духовной культурой, многовековой историей, системой верований. Людские познания того времени дошли до нас не в научных трудах, а растворились в мифах, обычаях, которые в разных областях нашей родины поддерживаются и сейчас. Не случайно православная церковь не уничтожала языческие обряды, а мудро вписывалась в уже сложившуюся систему.
В первом классе, наблюдая за природой на экскурсиях, я предлагала детям объяснить народные приметы, поговорки: «Почему так говорят? Сентябрь - румянец осени, чародей цветов и плодов. В сентябре и лист на дереве не держится. В октябре только и ягод, что горькая рябина. Октябрь холоден, да сыт. Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка. Ноябрь – ворота зиме. Ноябрь последний месяц живой природы».
Во втором классе я предложила детям самим подобрать приметы о временах года и предложить одноклассникам для обсуждений. Так зимой дети подобрали приметы: «Зимнее тепло – летний холод. Если зима холодна – будет урожай хлеба. Когда в январе март – бойся в марте января». И предложили проверить, понаблюдать, так ли это. Каково же было их удивление, когда последняя примета подтвердилась.
На данный момент ребята собирают в «Копилку народной мудрости» приметы, пословицы, поговорки о зиме. Эта работа увлекает ребят, позволяет учиться добывать знания из разных источников, учит наблюдать, делать выводы.
На уроках часто использую русские народные загадки. Многие из них сложны, запутанны, иносказательны, но тем больше радость детей, когда загадка отгадана, и они не перестают удивляться точности народных сравнений, выражений. Пробуют сами сочинять загадки. Пользуясь накопленным материалом, составляем проекты: «Грибная полянка», «Зимняя страничка», «Покормите птиц зимой»- защита мини проектов проходят на предметных неделях либо находят своё отражения в конкурсах школьных и районных, т. к 2017 год посвящён Экологии. Учащиеся 1, 3классов приняли участие в экологической рекламе (районный конкурс). Условие конкурса видеоролик не более 30 сек. Совместно с уч-ся 3 класса смастерили кормушки, обговорили какие птицы любят какой корм, 1кл выучили стихотворения и засняли видеоролик.
Экологические игры на уроках : «Экопирамида», «Зелёная тропинка», «Растения нашего края» и др., также помогают решать экологические проблемы, наблюдать связи живой и неживой природы. При изучении темы: «Взаимосвязь растений и животных» я предложила детям сыграть в игру: «Экологическая паутина. Дуб и все вокруг него».
Большой интерес вызывает у ребят просмотр учебных видеофильмов и их обсуждение. После прохождения темы «Взаимосвязь и взаимозависимость между живой и неживой природой» предложила ученикам к просмотру видеофильм «Круговорот воды в природе». После просмотра ребята представили себя в виде маленьких капелек воды, и каждый совершил своё путешествие. Это вылилось в написание коллективной сказки: «Путешествие капельки воды»
Очень эффективны задания-тренинги типа «Защита», цель которых – воспитание положительного отношения к так называемым «нелюбимым» животным (жабе, лягушке, гадюке, пауку и др.). Эти задания направлены на то, чтобы ребёнок увидел в этих объектах что-то удивительное, особенное, вызывающее восхищение, симпатию, сочувствие и т. п. (Емельянов Б. «Зеленая букашка», Пантелеев Л. «Две лягушки» и др.)
Экологические связи не всегда видимы. Младшему школьнику трудно осознать многие из них, а ещё труднее на их основе прогнозировать своё собственное поведение в природной среде. Для этого предлагаю детям для решения экологические задачи и ситуации :
«Идут по лесу два мальчика. У дороги повстречался ручеёк. Вода в нём грязная, мутная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой над ним посмеялся. И всё же первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:
«Пусть этот ручеёк будет служить людям и животным.»
Экологически ориентированная педагогика должна отвечать принципу природосообразности в его современном звучании, развивать у детей нравственное отношение к природе, обществу, людям, воспитывать у них такие чувства и состояния, как любовь, сопереживание, совесть, эмоциональный и духовный подъём от общения с природой. Ребенок должен чувствовать себя в гармонии и единении с окружающим миром. Психологической особенностью младшего школьного возраста являются эмоциональные переживания, связанные с объектом познания. Именно поэтому особую важность приобретает организация условий для установления его эмоциональных связей с природой.
Уроки литературного чтения дают возможность при восприятии художественных произведений вызвать у детей эмоциональный отклик, чувство удивления, восторженности, что является условием воспитания эмпатических чувств. Очень нравятся ребятам задания, включающие элементы драматизации, когда нужно разыгрывать роли различных объектов живой природы. Дети исполняют роли различных животных или растений, стараются передать те состояния, которые испытывают их герои. У детей появляется возможность встать на позицию другого, увидеть ситуацию чужими глазами.
Очень интересны и целесообразны задания, которые включают элементы самостоятельного литературного творчества детей. Например: придумай своё окончание (продолжение) рассказа или сказки; подумай, как рассказ превратить в сказку; придумай свою историю о герое.
Систему нравственных ориентиров даёт чтение произведений В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, К. Паустовского, М. Пришвина, С. Есенина, Ф. И. Тютчеваи др. Произведения этих авторов формируют мышление, глубоко воздействуют на чувства детей. Уроки литературного чтения открывают ребёнку дорогу в огромный, разнообразный и прекрасный мир художественной литературы, которая является, ближайшим помощником учителя в важном деле воспитания у детей любви к природе. «Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает на ребёнка большое воспитательное воздействие.» Многие писатели и поэты, писавшие о мире животных и растений, воспевшие в своих произведениях красоту и величие природы, её невыразимое премудрое устроение, затрагивают самые нежные струны человеческой души. При помощи художественного слова они приобщают читателя к миру природы, помогают увидеть и видеть красоту её. Стихи и проза о природе, воспитывают любовь к ней, ту любовь, которая «возникает тогда, когда ребёнок начинает чувствовать ответственность за своего котёнка, посаженную берёзку, прилетевшего снегиря. В произведениях Е. Чарушина, В. Бианки, М. Пришвина авторы служат примером бережного отношения к природе. Их рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Человеку в этих произведения места нет. Он является в данном случае своего рода сторонним наблюдателем, никаким образом не участвующим в жизни героев произведения. В рассказах же Паустовского показаны непосредственные отношения между человеком и живой природой. Читатель этих рассказов как бы сам становится одним из героев произведения, проникается их жизнью. Картины природы в произведениях Константина Георгиевича Паустовского очень реалистичны и в то же время лиричны. Природа в его рассказах «увидена глазами наблюдательного читателя, доброго, любящего её человека, способного удивляться, радоваться каждой травинке, восхищаться живым существом, находить с ним родственную связь». Стихотворения С. Есенина, Ф. Тютчева, И. Бунина внушают через красоту природы любовь к родине, к бережному отношению к окружающей нас природе.