оксана непомнящая
Опыт инклюзивной практики для детей с ОВЗ в условиях комбинированной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт организации инклюзивной практики для детей с ОВЗ в условиях комбинированной группы
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здо-ровья в образовательных учреждениях является не только современной тенденцией в образовании, но и представляет собой реализацию прав детей на образование.
Публикация «Опыт инклюзивной практики для детей с ОВЗ в условиях комбинированной группы» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого ребенка. Но в условиях инклюзивного образования мы должны помнить, что дети с ОВЗ (ТНР) и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но всё же специфика работы с определенным нарушением у ребенка с ОВЗ должна быть.
В нашем ДОУ функционируют группы комбинированной направленности, которые посещают дети ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи. Целью нашей деятельности считается - успешное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ТНР) в образовательную среду.
Готовясь к приему детей с ОВЗ в группы детского сада, мы начали с изменений предметно-пространственной среды.
Дети с ОВЗ (ТНР, в силу своих особенностей развития, часто нуждаются в уединения. Их нервная система не всегда может справляться с нагрузкой и им необходимо место, где они могут восстановиться. В группе мы сделали центр уединения, он расположен на подоконнике, который граничит с Книжным центром, позволяющим уединяться не только ребёнку с ОВЗ (ТНР, но и нормативно развивающимся детям для чтения и/или просмотра книг. Особенность центра уединения в том, что используются вертикальные нити, на которые, в зависимости от сезона, праздника или настроения детей мы помещаем разнообразные декоративные элементы. Также, если ребенок чувствует потребность в том, чтобы успокоиться, то он может покинуть группу под присмотром младшего воспитателя и побыть в приёмной, а затем вновь вернуться к детям.
В своей работе педагоги используют приемы, которые способствуют развитию положительной самооценки детей :
- ежедневно выявляют индивидуальные навыки и достижения каждого ребенка и хвалят его за это, заботясь о том, чтобы получили признание достижения каждого ребенка;
- поддерживают позитивное взаимодействие с родителями - сообщают семьям о достижениях их детей;
- предоставляют детям возможность выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах;
- способствуют тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий, выпуска газет и других занятий;
- создают для детей условия безопасности через организацию четкого ритма распорядка дня;
- стимулируют атмосферу взаимной заботы и помощи;
- используют естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков (напр., выражения чувств, соблюдение очередности и т. п. через драматические игры, проектную деятельность, изготовление кукол для кукольного театра, рисование, живопись и т. д.);
- побуждают детей думать, рассуждать, ставить вопросы и экспериментировать.
Для родителей детей с ОВЗ (ТНР) проводят консультационные занятия, рассказывают в чём заключаются особенности их детей, что может быть использовано в качестве того или иного поощрения, на что следует обратить особое внимание. В формирование психологической среды включены все сотрудники нашего детского сада.
С точки зрения организации психологической среды в группе в формате «ребёнок – партнёр», а она формируется таким образом, что остальные воспитанники, которые способны воспринять особенности детей с ОВЗ (ТНР) становятся помощниками.
В работе детского сада наиболее эффективными методиками являются следующие:
1. Игровая деятельность, применение игровых ситуаций – обучение через игру. Так как привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, мы используем эту форму организации деятельности для обучения, применяя игровую форму организации деятельности детей для достижения образовательных целей.
2. Методы расслабления - физминутки, пальчиковые игры; методы релаксации и массажа – позволяют снять мышечные спазмы и зажимы особенно в области лица; артикуляционные упражнения – «улыбка, часики и др. ; в области кистей рук – пальчиковая гимнастика, массажные мячи.
3. Прием «рука в руке», очень эффективен в работе по развитию мелкой моторики, на занятиях по музыке, физкультуре, где есть перестроения, хороводы.
4. Прием - использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, для развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
5. Речевые интонационные приемы: выделение речью важной информации.
6. Приемы релаксации – элементы пальчиковой гимнастики, массажа, просто полежать или походить, элементы психогимнастики, то есть смена деятельности.
Я считаю, что мы в нашем ДОУ успешно реализуем инклюзивную практику, так как дети с ОВЗ (ТНР, включенные в образовательный процесс:
• показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии речевых навыков);
• с желанием посещают образовательное учреждение;
• получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.