Марина Аржанцева
Условия реализации инклюзивной практики в детском саду на современном этапе развития дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, осуществляющей профессиональное психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательной работы с подрастающим поколением. В статье раскрывается мысль, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.
Ключевые слова: инклюзвное образование, сопровождение, тьютор.
Публикация «Условия реализации инклюзивной практики в детском саду на современном этапе развития дошкольного образования» размещена в разделах
«. При всех своих достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственно отсталого ребёнка в узкий круг коллектива, создаёт такой мир, в котором всё фиксирует его внимание на своём недостатке, а не вводит его в настоящую жизнь. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов…».
Выготский Л. С.
В последнее время всё чаще поднимается вопрос об инклюзивном образовании. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — практика общего образования, основанная на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная практика ориентирована на формирование условий доступности образования для всех.
Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет, ведь в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему в будущей взрослой жизни именно в дошкольном детстве. «Особый» ребёнок не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе, если его детство проходит в искусственно созданной среде - специализированных дошкольных группах, школах, различных учреждениях компенсирующего типа, а его особенности ещё и усугубят ситуацию нахождения в социальном мире. Ведь учится такой ребёнок порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но очень остро чувствует недоброжелательность, настороженность окружающих, болезненно на это реагирует. Поэтому очень важно, при введении инклюзивного образования, готовить общество к тому, что рядом с ним с детства будут находиться дети, имеющие физические, психические, интеллектуальные проблемы. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приведёт к наиболее внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, человечность, великодушие, толерантность. Детям же с особенностями развития постоянное общение со здоровыми сверстниками даёт возможность выстраивать модель здоровой нормальной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала.
Создавая необходимую среду в ДОУ, необходимо помнить, что она должна быть
безопасной, доступной и развивающей. При этом формируется развивающая среда по принципу вариативности, осуществляется индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная активность ребёнка, внедряется модульная организация образовательных программ. Всё это позволяет достигать высокой эффективности образовательной деятельности.
Оказать профессиональную помощь детям с ОВЗ могут педагоги, имеющие новые профессиональные компетенции, которые обеспечивают детям с проблемами в развитии психологический настрой на преодоление возможных трудностей. Работа слаженной междисциплинарной команды специалистов, входящих в штат ДОУ направлена на решение определенных задач каждого из них, но осуществляется в тесном взаимодействии друг с другом.
Если в ДОУ имеются дети, нуждающиеся в индивидуальном сопровождении, в штатное расписание вводится тьютор, который знает особенности каждого ребенка и реализует индивидуальный образовательный план (маршрут,
постоянно поддерживает отношения с родителями, знакомя их с достижениями и трудностями ребенка.
Как правило, у родителей возникает комплекс вины по отношению к собственному ребёнку, имеющему отклонения в развитии,
формируется определённый стиль родительского взаимоотношения – гиперопека. Родители ограждают ребёнка от возможных проблем, потакают его прихотям и желаниям. В результате возникает искажение личностного развития ребёнка (эгоизм). Грамотно подготовленный тьютор в процессе сотрудничества с такими родителями должен обратить их внимание на наличие больших возможностей развития ребёнка, создать у них соответствующие педагогические установки, донести до них, что посильно их ребёнку в данный момент, а что без посторонней помощи он сделать не сможет.
Тьюторская позиция родителя по отношению к пути развития своего ребенка обусловлена социальной ситуацией развития общества в целом и семьи в частности, она нуждается в профессиональной педагогической поддержке со стороны системы дошкольного образования.
Родители принимают решение о выборе образовательного учреждения для своего ребенка, специалисты психолого- медико-педагогической комиссии должны помочь в выборе образовательной стратегии, определить, в каком образовательном учреждении ребенок получит лучшую социальную адаптацию, будет развиваться, и качество этого развития станет максимально возможным.
Родители начинают адекватно относиться к своим детям, избавляются от неуверенности и страхов. Инклюзивное образование даёт семье ребёнка с ОВЗ даёт возможность жить полноценной жизнью, стремиться вместе с ребёнком к успешности, к дальнейшему развитию личности, к достижению поставленных целей
Сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
Таким образом, вся практика деятельности специалистов направлена на максимальную реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка при обучении, обеспечение ему социальной адаптацию во время его нахождения в ДОУ и создания адаптационного ресурса для начальной и средней школы, создание эффективного образовательного процесса, который обретает черты инклюзивности. Это предоставляет воспитанникам возможность коммуникации в атмосфере эмпатийности, толерантности, социальной справедливости, сотрудничества, не нарушая права как здоровых, так и детей с ОВЗ.
Список литературы:
1. Инклюзивное образование. Выпуск 4 / Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – М. : Центр «Школьная книга», 2010. – 240с.
2. Семаго Н. Я. Инклюзивный детский сад : деятельность специалистов / Под науч. ред. М. М. Семаго. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением правительства Российской Федерации от 01.07.1995 г. № 667 [Текст] // Дошкольное образование в России – М. : АСТ, 2000, - С. 58-67.
5. Тьюторство как новая профессия в образовании : Сборник методических материалов / Отв. ред Муха Н. В., Рязанова А. Г. [Текст] – Томск: «Дельтаплан», 2001.-159 с.